0
1000
Газета Культура Интернет-версия

15.05.2008 00:00:00

Рэгтайм про океан

Тэги: театр, премьера


Не прошло и двух недель с премьеры Театрального товарищества 812 с Олегом Меньшиковым в главной и единственной роли по пьесе Алессандро Барикко «1900», как по той же пьесе выпустил спектакль Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой. В роли Новеченто – актер «Сатирикона» Тимофей Трибунцев, режиссер – Александр Марченко.

1900 (по-итальянски – Новеченто) – имя собственное. Он – подкидыш, найденный в салоне первого класса трансатлантического лайнера. Неизвестно как научившись играть на рояле, 1900 превзошел в этом умении сухопутных виртуозов и стал легендой. Стал легендой еще и потому, что за свою жизнь 1900 ни разу не сошел на сушу с корабля и погиб вместе со своим плавучим домом.

Выбор этой пьесы двумя театрами одновременно – совпадение странное. С одной стороны, рассказ «1900» мог бы показаться иллюстрацией к философским размышлениям о возможности идеалистического существования в современном мире. Но подобные размышления были актуальны лет сто назад. С другой стороны, океан – красивая метафора искусства, творчества, а трагическая судьба 1900, служащего только искусству и не мыслящего себя без него, могла бы быть знаковой. Но метафора уж больно красивая и уж слишком прямолинейная. В результате история кажется в лучшем случае романтическим ретро, в худшем – несколько высокопарной сказкой для взрослых.

Однако сразу две постановки. И сравнений не избежать.

По сравнению с Меньшиковым, играющим на одной из самых больших московских сцен Театра им. Моссовета, у Трибунцева более скромная задача – камерный зал Театра музыки и поэзии. Более скромные и декорации (сценография и костюмы – Нины Климовской). Нет ни корабля, ни рояля. Впрочем, сама сцена – корабль-рояль, а трап на сушу – клавиши. Главный герой, который мог бы спуститься по этому трапу на землю и зажить «как все», предпочитает океан.

Как ни странно, но в спектакле о непревзойденном музыканте в Театре музыки и поэзии музыка вторична. Основная тема – вальс, исполненный на трубе. Временами звучат джаз, маленькие отрывки из классики. Ничего неожиданного и выдающегося. Создается впечатление, что музыканты, которые могли бы узнавать в спектакле «цеховые радости», в качестве зрителей не предусмотрены. Столь амбициозной задачи театр, похоже, не ставил. А жаль. Конечно, нарочитая простота мелодий может быть и сценическим воплощением идеи музыки, которая звучит лишь в голове Новеченто. Однако отсутствие музыки – того, чем, собственно, живет главный герой, убивает масштаб переживаний. В результате Трибунцев вынужден играть своего героя буднично. 1900 Трибунцева – не харизматическая личность (в отличие от 1900-го Меньшикова), а его переживания – лишь небольшие радости и неприятности маленького чудаковатого человека, который случайно оказался гением. Ну, разнесли, катаясь в бурю на пианино, полсалона первого класса – весело, ну сейчас он взлетит на воздух вместе с взорванным кораблем – грустно.

Тем не менее спектакль стоит смотреть как раз из-за тонкого, точного в нюансах Тимофея Трибунцева. Он находит и обыгрывает любую живую интонацию в надуманной истории своего героя. Его тема – остросинкопированная, нервная – странно расходится с прямолинейными приемами режиссуры. Возможно, разрыв и был призван как раз высветить контраст между незаурядным музыкантом и будничностью мира. Кажется, режиссерски спектакль просто недодуман. Настолько, что временами драматическая роль подменяется художественным чтением.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
705
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
695
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
568
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
390

Другие новости