Таинственная незнакомка.
Иллюстрация предоставлена пресс-службой музея
Выставка одного шедевра открылась в ГМИИ им. Пушкина: «Антея» Пармиджанино, одна из самых загадочных красавиц Ренессанса из неаполитанского музея Каподимонте, будет гостить в российской столице до конца июля.
Первый день работы выставки: в музейных залах спокойно, тишина нарушается лишь ребячьими выходками экскурсионных подростковых групп. Ажиотажа, который сопутствовал экспозиции «Джоконды» во времена Советского Союза, не наблюдается. Между тем «Антея», чей образ не так популяризирован и растиражирован, как лик Моны Лизы, ценима искусствоведами не менее шедевра Леонардо. Не меньшее количество загадок и легенд породило это полотно. До сих пор точно неизвестно даже имя девушки, изображенной в 1530-х годах Франческо Маццолой, известным как Пармиджанино (художник родом из итальянского города Пармы). Антеей портрет незнакомки был наречен столетие спустя – по одной из версий, так звали известную римскую куртизанку, в которую предположительно был влюблен художник. В этом портрете видели также и дочь Пармиджанино, и (к этой версии склоняются исследователи) Оттавию Камиллу Байарди – 14-летнюю невесту пармского графа Манфрино Беккария.
В зале, где висит «Антея», стоит роскошная деревянная скамья со спинкой, чтобы зритель мог сосредоточиться, вглядеться, проникнуть в тайну этого на самом деле великого творения – многослойного и, по словам директора музея Ирины Антоновой, по существу, неисчерпаемого, как и всякое настоящее произведение искусства. Ее полуобнаженные современницы – соседки по выставочному залу – не способны отвести взгляда от прекрасного таинственного лица. Диссонансы, на которых сплошь зиждется эта картина, вовлекают зрителя все глубже и глубже. Удлиненный силуэт непривычен для портретного жанра, пышные тяжелые одежды скрывают очевидно хрупкое тело и контрастируют с трогательным юным лицом, статичность позы – с непосредственной живостью жеста левой руки, чьи изящные и тонкие пальчики указывают на сердце. Куница, позолота наряда, рубиновое кольцо и другие признаки свидетельствуют о скорой свадьбе, жест – о влюбленности и согласии, чему противоречит печальная тревога во взгляде. Ее бесконечная женственность пленяет. Правильная и одновременно щемящая красота ее лица завораживает. Кто она? Кто или что заставляет трепетать ее сердце? Снова и снова всматриваешься в ее лицо, но ответа нет. И, наверное, не будет – в этом, возможно, и есть сила «Антеи».