0
685
Газета Культура Интернет-версия

12.05.2008 00:00:00

Москва - позади


Музыкальная панорама Москвы в период майских праздников была насыщенной, даже более чем. На фоне интересной программы и звездных имен Пасхального фестиваля ожидающей первенца Анны Нетребко, отменившей концерт в Санкт-Петербурге, но все-таки спевшей в Москве, блеснули гастроли Берлинского филармонического оркестра, отметившего в российской столице 126-й день рождения.

Праздник совпал с акцией, проводимой оркестром каждый год после падения берлинской стены: концерт этого коллектива проводится в одной из европейских столиц и транслируется на телевизионных каналах всех европейских государств. Этот проект, подготовленный при активном участии Московской филармонии, по событийности и силе впечатления может тягаться разве что с прошлогодними гастролями Венских филармоников.

В программу концерта вошла немецкая и русская музыка - первая была представлена Седьмой симфонией Бетховена и скрипичным концертом Макса Бруха с Вадимом Репиным в качестве солиста, вторая - Симфонией в трех движениях Стравинского. Это сочетание как нельзя лучше отражает художественное кредо как оркестра, так и его главного дирижера сэра Саймона Рэттла: традиция с одной стороны и свежее дыхание новой музыки и - ненавязчиво - новые виражи интерпретаций классики с другой.

Эпитеты, возникающие при слушании Берлинского филармонического оркестра, не из привычного лексикона критика - слова идеально, безупречно, безукоризненно не так часто случается использовать в ежедневной работе. Но выступление немецкого оркестра - это как раз тот редкий случай, когда хочется восхищаться. Восхищаться профессионализмом и мастерством каждого музыканта в отдельности и ансамблевой работой, выверенностью балланса между группами, точностью звукоизвлечения, молниеносными сменами форте и пиано и многогранностью палитры оттенков, далеко не ограниченной пресловутыми громко и тихо. Во второй части бетховенской симфонии боишься дышать - кажется, что твой выдох заглушит идеальное пианиссимо у виолончелей и контрабасов (!), а затем и о дыхании забываешь, увлекаемый праздничным фейерверком скерцо и финала. В романтическом концерте Бруха удивляешься гибкости аккомпанемента, способности оркестра вести тонкий, лирический диалог с солистом. Наконец, поражаешься легкости и изящности, с которой оркестр разделывается с ритмическими и полифоническими сложностями партитуры Стравинского. Правда, побывав на публичной репетиции, понимаешь, что к идеалу приходят путем упорного труда, когда дирижер отшлифовывает и без того уже сверкающие детали все снова и снова.

Главной задачей дирижера пост-караяновской эпохи - то есть Клаудио Аббадо - было сохранить созданный великим маэстро облик Берлинского филармоничекого. Саймон Рэттл, не совершая никаких революций, раскачал гигантскую и неповоротливую махину караяновских традиций, внося интересные идеи даже в священную классику вроде Бетховена, и музыкантам это нравится: контракт с британским дирижером (а музыканты Берлинского филармонического сами выбирают себе руководителя) продлен еще на десять лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1763
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3729
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2785
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2273

Другие новости