0
683
Газета Культура Интернет-версия

28.04.2008 00:00:00

Прощание с монастырем

Тэги: школа, драма, искусство, песня


«МалоРоссийские песни» – именно так, с большой буквой «Р», называется премьера в театре «Школа драматического искусства». Оставшись без худрука, выбравшего добровольное изгнание, театр продолжает быть верным художественным заветам Васильева. Спектакль Александра Огарева – тому подтверждение.

Сбор оркестра. Выходит дирижер, музыканты делают вдох, и┘ фальшивые ноты режут слух. Пробуют еще раз – опять жуткое завывание. Все встанет на свои места, когда музыканты отложат инструменты и запоют. Сменился дирижер – время менять инструменты и музыку.

«МалоРоссийские песни» – программное заявление артистов реформированного театра, из которого год назад ушел лидер и учитель Анатолий Васильев.

Как и большинство поздних спектаклей гуру, «Песни» выстроены как мистериальное действо: с красиво-вычурными позами, декламацией, полной алогичных пауз, со странными смысловыми ударениями, акцентированием чуть не каждого слога. Кардинально различается материал и адресат. Анатолий Васильев обращался к вечности через вечные же тексты Гомера, Платона и Ветхий Завет. Режиссер «Песен» Александр Огарев пытается заговорить со зрителем, причем через странную пьесу – разложенную на голоса композицию современных текстов (от Бродского, Окуджавы до судебных репортажей, рекламы и текста интервью с Васильевым), перебиваемых украинскими песнями в исполнении хора театра. И эти тексты – некоторые напоминают новодрамовские, поданные с васильевских котурнов, – кажутся чуть ли не пародией.

Спектакль, как и постановки Анатолия Васильева, чрезвычайно сложен и по-прежнему рассчитан на подготовленного зрителя (неподготовленный более чем двухчасовое действо без антракта высиживает с трудом). Зритель, занимая место в зале, становится частью гигантской инсталляции – небоскреба, опрокинутого на сцену (хайтековская сценография Веры Мартыновой), – и участником, к нему обращаются во время действия, ему навязывают игру. Хотя зритель по большому счету этому спектаклю и не нужен – театр переполнен собой. В его жизни наступил новый этап: после долгого добровольного затворничества он вышел на улицы Москвы. Его пугают потоки машин, удивляют темы, навязанные массмедиа. Вне стен театрального монастыря речь идет, оказывается, вовсе не о привычной вечности. «Какая она, вечность?» – спрашивает новая бедная Лиза из «Школы драматического искусства», скорее по привычке. «А если вечность – как Москва?»

Через жизнь театра проступает еще одна тема – судьба поколения никому не нужных художников (судьба, которой актеры ШДИ в 90-е умудрились счастливо избежать или, во всяком случае, не заметить, а сейчас столкнулись вплотную). Растерянных и пытающихся скрыть растерянность за стебом, иногда остроумным (как автоматные очереди из зонтиков: «бдт-бдт– бдт, тюз-тюз»), иногда навязчивым, как на презентациях, неоднократно обыгранных в спектакле, иногда удручающим, как в пародии на репортажную хронику.

Прекрасное и живое в спектакле – украинские песни. Как языческие заклинания, заплачки, они врезаются в действо, и служат контрастом неприглядным темам – маньяку-душегубу и мертвым голубям, падающим с неба. Но, повторенные много раз, и они в конце концов кажутся выхолощенным китчем, матрешкой.

Театру все еще хочется вернуться в уютные стены, где все хоть и непросто, но знакомо, что и делает одна из актрис. На экране она возвращается в театр, но не в современную «Школу драматического искусства» на Сретенке, а в доисторический кинотеатр «Уран». Вернуться в театральную утопию, выстроенную Анатолием Васильевым, возможности уже нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
880
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
852
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
689
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
462

Другие новости