В галерее дизайна ALTAGAMMA прошла презентация фотоальбома Влада Локтева «Глянец». Заголовок отсылает к названию фильма Андрея Кончаловского. Собственно, продюсерский центр режиссера непосредственно участвует в представлении нового глянцевого/антиглянцевого (в том и вопрос) продукта. Модный фотохудожник Влад Локтев, много снимавший для глянцевых изданий, собрал под одной обложкой 100 кадров, сделанных в разное время и в разных местах, но объединенных общей темой.
Причудливые люстры, стекло в шкафах-витринах, ковры и кожаные диваны. В элитном центре столицы роскошные интерьеры галереи. Блеск всего, что должно и может блестеть. Шампанское с клубникой (очевидно, тоже неспроста). На верхнем ярусе (всего их два) кое-где висят большие фотографии Влада Локтева (не из альбома – другие). Стала считать число знаков в цене (в рублях) – оказалось равно количеству букв в слове «глянец» – шесть (случайное, но любопытное совпадение). Это – контекст.
В альбоме от фильма «Глянец» – некоторые кадры (совсем мало), некоторые герои (сфотографированные, правда, в основном при других обстоятельствах) и цитаты из сценария. Они сопровождают те или иные снимки: глянцевая картинка и грубые фразы-комментарии. Это не разоблачение и не ирония, это, по словам Локтева, «дружеский шарж». Знаменитости определяют, что есть для них глянец. Оценки от приятия или лояльности (Анастасия Волочкова, Ксения Собчак, Валентин Юдашкин, Ольга Свиблова, Юлия Высоцкая) до более или менее резкого неприятия этого явления (Вячеслав Зайцев, Артемий Троицкий, Владимир Соловьев). Короче говоря, в целом видна заявка на объективную этого пресловутого глянца оценку. На всех желающих альбома, конечно, не хватит. Тираж – 2500. Но автор обещал новые проекты, и судя по надписи «№ 01/2008» на обложке, это так. Получается нечто вроде нового серийного глянцевого производства.
А что на картинках? А там красивые (вернее, когда как, но претендующие на красоту или привлекательность, гламурность) мужчины и женщины: одетые, не очень и очень не, спокойные, а также страшно и страстно похотливые. Аксессуары от игрушечного зайца и бриллиантового украшения до возбудившейся опять-таки голой китайской хохлатой собачки (тоже ставшей атрибутом глянцевого образа жизни). Количество голых (обнаженными их как-то не назовешь) интимных мест и призывов прямо, так сказать, на людях к совокуплению – не на шутку удручает. Но под тем же переплетом – холодные взгляды против глянца «воинствующих» или не «воинствующих», а кокетливых, но все же взгляды и все же одетых людей. Просто портреты (скажем, Дмитрия Диброва или Юлии Высоцкой). Так или иначе в тему вписаны все – их всех поставили после открывающей альбом цитаты из кино-«Глянца» о том, что «все люди делятся на тех, кто покупает, продает и кто продается».
Хотя утверждалось, что вся акция – «дружеский шарж», – получается, скажем прямо, не смешно, но довольно торжественно и пафосно. И когда тебя окружает столько дорогих предметов, поневоле начинаешь думать, что все это всерьез. Глянец – это ведь, как известно, поверхность такая гладкая. На фотографиях – ноги, руки, лица, грудь и другие части тел – в общем, поверхности, часто как бы расчлененные, отделенные от целого части, но остающиеся гладкими, почти безупречными. С точки зрения постановки сделано, безусловно, профессионально. Предлагалось не искать здесь душу – да какая душа – просто надоело соскальзывать вниз по глянцевой (и в смысле печати, и в плане идеи) поверхности всегда в одном и том же направлении.
Насмотревшись и начитавшись, выходишь на улицу и на выдохе себе говоришь: «Абзац┘»