В Москву привезли иконы, деревянную скульптуру, парсуны и живопись периода XVII – начала XX веков. В здании в Лаврушинском переулке можно оценить около 70 произведений из постоянной экспозиции Иркутского областного историко-художественного музея им. В.П.Сукачева, считающегося одним из лучших в Прибайкальском регионе.
Посвящение музея связано с именем Владимира Платоновича Сукачева, иркутского городского главы и председателя Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. Основа музея – собрание Сукачева, выставленное им в своем доме, можно назвать первой в Сибири частной картинной галереей. Содержание которой он подбирал на выставках петербургской Академии художеств и на петербургских же аукционах в 1870–1900-х годов.
Нужно признать, что сегодняшняя экспозиция не впечатляет какими-то громкими шедеврами или большими собраниями такого-то. Она держится на нескольких отдельных работах крупных мастеров. Среди них репинская картина «Нищая (Девочка-рыбачка)», по-передвижнически несколько прямолинейная в своем социальном подтексте, но написанная мастерски, ничего не скажешь. Как будто в ироничную пару к ней – «Савояр» Константина Маковского: здесь остались необходимые атрибуты-лохмотья, но сам мальчишка-итальянец со сверкающими глазами – уже чуть ли не из артистического разряда. Привезли «Сокольники» Саврасова – рядовой пейзаж и вполне в его духе, с елками-соснами и бегущей вдаль тропинкой. Да, из бытового жанра – замечательное «Утро у трактира «Золотой бережок» Соломаткина: «В ожидании открытия трактира» (второе название работы) морозным утром столпился на крылечке жаждущий люд, а особо нетерпеливые жалобно скребутся в окна и двери.
Из тех, что постарше – рокотовский «девчачий» (ну одевали тогда детей обоих полов по одной моде) «Портрет Великого князя Александра Павловича в детстве». Пейзаж Сильвестра Щедрина – такая идеальная картинка-вид, всегда узнаваемая, но всегда трогательная в своей чуть наивной старательности. Затем – «Портрет офицера лейб-гвардии Семеновского полка начала царствования Екатерины II» работы Антонио Ротари, поступивший в Иркутск в 1938-м из Третьяковской галереи и теперь сюда же ненадолго вернувшийся (вот ведь фокусы со временем и пространством!). Что касается иконописи, то представлены сибирские образцы XVII–XVIII столетий, выявляющие разные влияния – соответственно отличающиеся по форме, но близкие по своей барочной припухлой витиеватой сути. В истории иконописи, скажем прямо, это время было не самым выдающимся. Гораздо интереснее – прежде всего своей редкостью – деревянная скульптура (Богоматерь и Иоанн Богослов XVIII века). Стоит посмотреть (хотя это на любителя) на парсуны и провинциальные портреты начала XIX века. Купчиха, мужчина с серьгой┘ – серьезно вглядываются «в объектив» и выставляют напоказ свидетельства своего статуса – все детали одежды и аксессуары.
С авангардом на этот раз бедновато – есть, правда, интересный портрет дяди от Давида Бурлюка – с выросшей из спины рукой и с растроившимся носом – по канонам кубофутуризма. Да еще «Красная Армия» с прорастающими друг из друга зловещими формами и «Автопортрет» Алексея Жибинова, ученика Павла Филонова.
В целом экспозиция любопытна, но не более, и отдельные произведения самых известных художников увидишь один раз и больше не пойдешь. Один раз пробежать взглядом по многочисленным бытовым сценам, пейзажам и портретам – вполне достаточно. Потому как нет такого, что как следует зацепило бы – ведь те самые отдельные работы (в большинстве вполне рядовые для их авторов) не могут держать на своих плечах всю экспозицию (где много картин весьма средних).