В клубе Б1 Максимум выступили рекордсмены по выдержке на воссоединение – английская группа Van Der Graaf Generator. Почти двухчасовой концерт тройка легендарных исполнителей составила из композиций свежеиспеченного альбома Trisector плюс дополнила долгожданными для слушателей ключевыми сочинениями из любимого прошлого.
Задержку концерта на полчаса подсластил Александр Чепарухин, привозящий VDGG и в этот раз (последний приезд случился три года назад в Театре эстрады), рассказавший собравшимся о планах на будущее: из перечисленного порадовал проанонсированный приезд Патти Смит и будущий фестиваль вокруг King Crimson. Но более всего стоящих в зале воодушевили слова: «Готовьтесь, концерт сегодня будет долгим». Что оказалось правдой.
Состав Van Der Graaf Generator – культового коллектива семидесятых – сейчас приравнялся к «заветной троице»: звучание на концерте генерировали Питер Хэммилл (вокал, гитара, фортепиано), Хью Бэнтон (клавишные, орган) и Гай Эванс (ударные). По-оркестровому сочное, замешанное на сильнейшей индивидуальности партий каждого – неустанное ударное (во всех смыслах) сопровождение вездесущего Эванса, органно-клавирные массивы и пружинистые врезы Бэнтона и уникальный жилистый голос Питера Хэммилла, то берущего гитару, то садящегося за свои клавиши, – Van Der Graaf Generator упивались действом сами, и это состояние упоения безоговорочно поддерживалось присутствующими.
К сожалению, еще до начала концерта было заранее ясно, что танцпол для большинства в Б1 Максимум – вовсе не то место, которому подойдет погружение в стихию VDGG. Стоящие поклонники – многие из которых явно фанатели от Хэммилла еще тридцать лет назад, окруженные музыкой, вовсе не диктующей движения, а только вслушивание-всматривание, в этом случае смотрелись застывшей могучей кучкой, совершающей некий подвиг. Со стороны это выглядело как-то даже издевательски для верноподданных. Но это было единственное «но», пожалуй, если отбросить всегда всплывающие претензии к звукорежиссеру.
У Trisector говорящее название – математический способ деления угла на три части, музыканты перенесли на собственные отношения и вложения в альбом. На концерте не стали играть вступительный инструментал с нового альбома, а сразу дали бойцовский Interference Patterns. И почему-то стало ясно, а потом и подтвердилось, что гармонического сумрака будет меньше, чем когда-то, что тревожность и скрежет выльются в лирику и что жирные наложения электрооргана и клавишных циклов со сложнейшей вязью ударных все же создадут ощущения втягивания в воронку психоделики. Будь-то новая баллада Lifetime или вечная Still life на бис по просьбе скандирующего зала. Так что троицу, оставшуюся в одной лодке под тем же названием Van Der Graaf Generator спустя почти тридцать лет, нисколько не пугает будущее прогрессива, они по-прежнему его держат в своих руках. И нас тоже.