0
813
Газета Культура Интернет-версия

22.04.2008 00:00:00

Со-чувствующие

Тэги: конкурс, чайковский


Александр Князев и Борис Березовский выступили в Большом зале консерватории. Одна половина забитого до отказа зала пришла на Князева, другая – на Березовского. В конце вечера, впрочем, обе группы превратились в поклонников дуэта, который оказался на редкость удачным.

Этот дуэт нельзя назвать новым – Березовский и Князев много выступают вместе, иногда к ним присоединяется еще один соотечественник – скрипач Дмитрий Махтин, и результат работы этого трио уже запечатлен на компакт-диске: музыканты записали сочинения Чайковского, Рахманинова и Шостаковича.

Но похвастаться частыми выступлениями в Москве, к сожалению, ансамбль не может. Вспомним, что Александр Князев, например, в недавнем прошлом регулярно отменял даже сольные выступления по болезни. Поэтому, кстати, приятно было лицезреть, что сегодня музыкант находится в подтянутой и бодрой творческой форме. Совсем недавно он представил публике виолончельные сонаты Баха, на что решится не каждый исполнитель – цикл, особенно вынесенный в большой концертный зал, требует колоссальной исполнительской отдачи.

Программа прошедшего вечера не уступала в сложности – музыканты представили развернутые сонаты эпохи позднего романтизма: Рихарда Штрауса, Сезара Франка и знаменитую третью скрипичную сонату Йоганнеса Брамса в переложении для виолончели. Замыкали программу часть из скрипичного концерта Баха и несколько миниатюр Брамса, исполненные на бис. Особенность и прелесть этого дуэта, пожалуй, в том, что музыканты способны со-чувствовать, то есть одинаково мыслить, понимать стиль исполняемой музыки и вместе «дышать», что в ансамблевой игре немаловажно.

Драматизм и внутренние переживания, скрытые за внешней созерцательностью в сонате Брамса, эклектичность опуса Штрауса, по-французски роскошный многослойный тематизм цикла Франка звучат в исполнении Князева и Березовского свежо и непрямолинейно; а хрустальная и прозрачная канва баховской сонаты (так интерпретируют музыканты первую часть) не архивная реликвия, а живое и трепещущее чудо, которое могло вдохновить и Франка, и Брамса на создание собственных звуковых образов. Единственное «но» этого дуэта заключалось в том, что баланс между музыкантами был неравнозначен и пианиста динамически не хватало, что, учитывая опыт обоих музыкантов, казалось странным и труднообъяснимым.

Этот концерт был одним из филармонического цикла, посвященного 50-летию Конкурса им. Чайковского. Сегодня принято говорить об упадке престижа этого конкурса: европейские музыканты не едут, уровень исполнителей мельчает, последнее состязание еще и скандалами обросло. Раньше публика делилась на лагеря, болеющие за одного или другого музыканта, распространяла самопальные листовки и не желала отпускать со сцены «засуженного». Или, может быть, все хорошее видится только на расстоянии? Как бы то ни было, мощность Конкурса им. Чайковского былых времен, а заодно все-таки и уникальность русской школы, которая, по мнению многих, постепенно отмирает, Александр Князев и Борис Березовский уверенно продемонстрировали.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1776
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3750
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2806
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2288

Другие новости