В Москве прошел концерт американской соул-певицы Эрики Баду. Титул «новая Билли Холидей и Нина Симон», возданный ей музыкальной журналистикой Нового Света, она подтвердила не только великолепными голосовыми экзерсисами, но и неординарным сценическим поведением: пришла в пальто – ушла босой. Театральность была ей к лицу.
Концерт, прописанный в клубе «Б1 Максимум», Эрика Баду оттянула на час от назначенного времени. В результате скучающим танцполом были в подробностях рассмотрены музыкальные инструменты на сцене, и с интересом встречен вынос ноутбука, как и микрофон, – непременного спутника представлений Баду. Телевизионная камера, сновавшая в поисках продвинутого поклонника неосоула, безрезультатно пообщавшись с приличным количеством людей, за подарок восприняла ответы молодого человека, пусть и не знающего «о чем она поет», зато уверенно назвавшего Баду «харизматичной певицей, поющей мягкую музыку». Еще одна девушка, пришедшая в компании подруг, внимала их увещеваниям: «Она реально самая крутая, ее модно слушать». В качестве доказательства был продемонстрирован трек с мобильника, после чего просвещающаяся задала вопрос: «А на каком языке она поет?» Все это удивительно вписывалось в картину других окружающих: девушек-женщин с яркими тюрбанами или платками на голове, в дорогих коллекционных летних платьях, юношей-мужчин, равно обсуждающих последний альбом певицы и свою музыку, и восседающую публику, отдавшую за VIP-места от четверти до полсотни тысяч рублей. Определить процент настоящих поклонников было достаточно сложно. На дискотеках, в клубах Баду не столь часто крутят – товар слишком нетривиальный, несмотря на удобные для танца биты. Помимо всезнайки сети реальный шанс у наших соотечественников услышать Баду есть разве что на паре радиостанций да приобрести диски. Про телевизор ничего не скажу, так как не смотрю. Да и напеть хоть одну из ее песен – занятие для спора, в котором легче проиграть.
Она вплыла в темно-сером пальто, бежевых рукавицах по локоть, черных лакированных сапогах и с мышиного цвета сумкой и застыла с характерным надменно-капризным выражением лица. Шар из черных волос-пружинок вживую казался еще больше, чем на видео. От тюрбана, шляпы, платка, какого-либо головного убора – что обычно обсуждается с не меньшей страстью, чем само выступление певицы, – Эрика отказалась. Она приехала сюда представлять новый альбом New Amerykah: Part One, вышедший в конце февраля, и сделала это феноменально со всех ракурсов.
Полосу из одиннадцати новых композиций Эрика представляла в окружении группы из стольких же человек. У семерых были музыкальные инструменты либо в руках (флейта, микрофоны, бас-гитара), либо под рукой – перкуссия, ударные, клавишные, «волшебный пульт электроника». Остальные четверо помощников по краям сцены – то ли администраторы, то ли телохранители, то ли мамки-няньки, если брать во внимание колоритную женщину, все представление держащую снятое Эрикой пальто. Начали с гимна The Healer («Исцелитель»), где рефреном служит фраза «хип-хоп – это больше, чем религия», нарушив трек-лист альбома потом еще не один раз. Театральные жесты, вписанные в многосоставную партитуру ее композиций, – это даже не атрибут и не «подковка на счастье», это вторая партия певицы (помимо голосовой), без которой ее представление немыслимо. Недаром в ее активе диплом Высшей школы искусств, и она всерьез увлекалась театром.
Количество вступительных или промежуточных сэмплов, так же как и проигрыши или перепевы бэк-вокалисток, она дозирует сама и останавливает вскинутой рукой и жалящим wait («подожди»). Некоторые голосовые выкрутасы, напоминающие то гитарный запил, то фонящий микрофон, то отрывок из оперной арии, Эрика вбрасывала в публику наравне с едкими бормотаниями и причетом. Ей под силу синкопировать синкопе на электронных ударных, обласкать микрофон как стрип-девушка шест, долго обниматься с молодым человеком на сцене под длящуюся электронику композиции, но при этом точно следовать интервалике в дуэте с флейтой или выписывать замысловатые фигурации под держащие ее в рамках ритма ударные. Она иллюстрирует слова неожиданными жестами – то закрывает себя «в домике», то боксирует, то кидается в возбудительную пластику r'n'b, то раскидывает руки, как крылья. Она поет свою музыку, как мантры, закрыв глаза, вознося восхитительной работой связок гимны и упреки. В благоговейный нокаут она отправила всех еще своим первым диском Baduizm, и сделала то же самое и сейчас. Баду выстроила свой перформанс динамическими волнами, шкала для которых уже закончилась, что было непонятно, что же ей останется в финале? Оказывается, это провозгласить общечеловеческие ценности наподобие «всем нужна свобода» и в конце царственно отдать себя публике – плавно упасть на руки танцполу. Затем, сидя на краю сцены, снять сапоги и остаться босиком. И уже в таком виде, почему-то гласящем о какой-то беззащитности, еще дополнить и без того уже онемевшую от впечатлений публику грэмминосными композициями On & On, Love Of My Life (An Ode To Hip Hop). И отзывчиво прижать рисунок со своим изображением, переданный из зала, к сердцу.