Хэппи-энда не будет. Сцена из спектакля «Хозяйка гостиницы».
Фото Михаила Гутермана
Премьеру «Хозяйки гостиницы» Театр сатиры анонсировал, кажется, с прошлого лета. Можно было предположить, что на нее театр делает ставку, как и на режиссера Ольгу Субботину, до того успевшую выпустить спектакль на малой сцене – на «Чердаке Сатиры».
Вообще-то Ольга Субботина, как и многие ее ровесники, ворвавшиеся шумно, но как-то скоро поубавившие в задоре и революционности своих затей, начинала с «новой драмы». Это она без малого десять лет назад первой поставила у нас Марка Равенхилла, его пьесу «Шоппинг & Факинг», потом ставила братьев Пресняковых, одной из первых бросилась в омут шоу-бизнеса, став постановщиком рок-фестиваля «Нашествие» и чего-то еще в том же духе. Но одновременно – брала, можно сказать, уроки мастерства, работая вторым режиссером с Петером Штайном на «Гамлете», с Декланом Доннелланом – на «Борисе Годунове». Одно перечисление не оставляет сомнений: перед нами – мастер, которого не страшно пустить в свой дом.
Несколько лет назад на «Чердаке Сатиры» Субботина поставила пьесу Ксении Драгунской «Яблочный вор» и после того, отработав в «тестовом режиме», была допущена на большую сцену. Народные – отдыхают, площадку отдали молодому поколению и молодому пополнению (среди занятых в спектакле актеров двое, Елена Ташаева и Иван Михайловский, только-только влились в труппу Театра сатиры). Из мэтров – Нина Корниенко, которая, можно сказать, раскурочивает в этом спектакле когда-то естественную и понятную и успешную для нее роль актрисы-субретки. И – Федор Добронравов, приход которого в Сатиру иначе как счастливым случаем не назовешь. Он держит, ведет репертуар.
Что еще сказать? Сперва – о недостатках. Хотя лучше все-таки – перемежая плохое и хорошее. Во-первых, спектакль короткий, без антракта – в девять уже закрывают занавес. И редкий случай – отсутствие хеппи-энда как-то не на шутку удручает: жаль, что между женоненавистником Кавалером Р. (его-то и играет Добронравов) и хозяйкой гостиницы Мирандолиной (Светлана Антонова) так ничего толком и не сложилось. И как-то даже обидно, что придется ей коротать жизнь с малосодержательным слугой Фабрицио (Станислав Николаев). Он, конечно, мачо, но, увы, никаких дополнительных возможностей и талантов за весь спектакль представить ему не позволили... Коротко, да, но все-таки не захватывает, вернее, местами захватывает. Но только местами.
Гольдони, к чему успели нас приучить сперва Константин Райкин, а затем – тяжелой, а вернее, чрезвычайно легкой артиллерией – Джорджо Стрелер, – Гольдони требует и позволяет быть чрезвычайно изобретательным, фонтанировать выдумкой. В премьере Сатиры этой самой выдумки немного. Что-то в общих чертах. В одном радиоинтервью накануне премьеры Ольга Субботина говорила о том, что Мирандолина у нее вполне современная бизнес-леди. «Сегодня в новом русском обществе особенно остро стоит тема эмансипированной женщины, – сказала Субботина. – На ней лежат тяжелое бремя и огромная ответственность. И все же она выбирает эту непростую долю, порой жертвуя женским счастьем и любовью. И в результате, как правило, остается одна, как и наша Мирандолина». В спектакле этот взгляд, этот подход решается одними внешними характеристиками: все, не только Мирандолина, ходят в более или менее современных и более или менее экстравагантных платьях (художники – Владимир Мартиросов и Анастасия Глебова), а Мирандолина – строго и просто, как положено современной деловой женщине. Юбки – миди, плечи – закрыты, никаких легкомысленных декольте.
Надо сказать, что у Добронравова – поразительное чувство смешного, и, в общем, его игра стоит того, чтобы сходить и посмотреть эту премьеру. Увы, говорить о других характерах почти не приходится. Это даже обидно. Хотя еще одно существенное достоинство в спектакле имеется. Все-таки ставить «Хозяйку гостиницы», не имея хозяйки, глупо. А тут она есть. Говорят, что Светлана Антонова успела поиграть в сериалах, в кино. Может быть. Тем более – значит, хорошая актриса, поскольку с таким бэкграундом сумела сохранить профессию.
Важно, чтобы в центре такого спектакля была актриса, во-первых, красивая, во-вторых, интересная. Так просто, но одновременно – большая редкость. Антонова – как раз такая. И хотя очень трудно пока понять, что же на самом деле думает ее Мирандолина, в какой мере она играет с Кавалером, в какой – всерьез им увлечена, что она думает о гостиничном бизнесе и его развитии во вверенном ей заведении (все это – те частные вопросы, которые ставит пьеса Гольдони, без их решения поставить ее нельзя, то есть можно, конечно, но без особого успеха), – все равно, все равно она заслуживает похвал. Во-первых, потому, что даже безо всего этого увлекает. Во-вторых, в ревнивую игру Кавалера, Маркиза, Графа и Фабрицио к концу спектакля ей удается увлечь и зрителей. Она не выбирает никого. Это вроде бы плохо, но... именно это оставляет шанс – ура, она по-прежнему свободна!