Гарольд Стрелков, руководитель московского «Стрелков-театр», ныне – главный режиссер Петербургского академического театра имени Ленсовета. Театр с историей, со своим лицом, по существу, был создан Игорем Владимировым, эстафету от которого принял Владислав Пази, продолжив традиции Владимирова с их яркой театральностью и создавая спектакли в своей эстетике классического реализма. Когда его не стало, труппа долго присматривалась к разным режиссерам. Наконец выбор сделан.
Гарольд Стрелков дебютировал «Испанской балладой» Лиона Фейхтвангера, создав сценическую версию в соавторстве. К сожалению, авторы упустили из виду, что Фейхтвангер – автор всемирно известных исторических романов, в которых современность играет не меньшую роль, чем история. А тут, оторвавшись от сериалов, зритель вновь встречается с ними в театре, предлагающем незатейливую love story, которой аккомпанирует группа, исполняющая фламенко, пребывая на сцене на манер греческого хора. Занятых в спектакле известных, уважаемых и любимых актеров невозможно узнать. Они рвут страсти в клочья, получая от этого удовольствие. Справедливости ради стоит сказать, что в таком многофигурном полотне лишь двум актрисам удалось избежать этого. Благодаря Леоновой и Комиссаренко, играющим королев, догадываешься, что это не очередной сериал. Фламенко настолько агрессивно обрушивается, что кажется несущественным, что изречения пророка Екклезиаста приписываются царю Соломону...
Возникает множество вопросов. В Петербурге нет режиссеров? Все уже эмигрировали в Москву? Петербургская режиссерская школа зашла в тупик? Нет и еще раз нет. Другое дело, что достойные режиссеры не у дел.
Александр Галибин, ушедший в кинематограф. Несколько сезонов он с успехом возглавлял Новосибирский театр «Глобус». Его спектакли по пьесам новой драмы театралы хорошо помнят, а его «Три сестры» заняли достойное место в театральной чеховиане. Лев Стукалов, возглавлявший с успехом Омскую драму, создал из своих учеников «Наш театр», который приютил Театр эстрады. Его спектакли постоянно номинируются и на «Золотой софит», и на «Золотую маску». Список будет неполным, если не назвать Игоря Коняева, за последние сезоны поставившего такие значительные спектакли, как «Облом-off» Михаила Угарова и «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева.
Наконец, Юрий Бутусов, удалившийся в московскую эмиграцию непосредственно из Театра имени Ленсовета, где он поставил, быть может, свои лучшие спектакли: «В ожидании Годо» Беккета, «Вор» Мысливского, «Старший сын» Вампилова. Последний – дипломный спектакль курса, на котором Бутусов преподавал вместе с Пази. Сегодня он востребован не только в Москве, но и во многих городах и странах, в которые он мог выезжать на постановки и из Петербурга. Он выезжает из Москвы. А в Петербург едет москвич Стрелков. Но если Александринский театр возглавил Валерий Фокин, имеющий огромный опыт работы в ведущих московских театрах, поставивший спектакли, вошедшие в историю, то Стрелков создал, по сути, театр одной или для одной талантливой актрисы – Инги Оболдиной-Стрелковой. Его петербургский дебют показал, что он не созрел для академического театра с традициями, что не помешало ему начать работу над новой постановкой под названием «Мавр».
Выходит, петербургские режиссеры могут выбирать лишь между эмиграцией внутренней или московской или оставаться на обочине театральной жизни.