0
1393
Газета Культура Интернет-версия

15.04.2008 00:00:00

Маска, я тебя не знаю...

Тэги: театр, золотая маска, премия, лауреаты


театр, золотая маска, премия, лауреаты «Серенада» Мариинки.
Фото Сергея Петрова

Сегодня вечером в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко назовут имена лауреатов XIV фестиваля «Золотая маска». Жюри музыкального театра возглавляет композитор Леонид Десятников, в театре драматическом и кукольном решения будут выносить под руководством профессора, шекспироведа и критика Алексея Бартошевича. Их решение – это их решение, наше дело – расставить собственные приоритеты. И немного, конечно, погадать на кофейной гуще.

Почему-то считается и так сложилось, что важнее всех номинаций – лучший драматический спектакль. Она – последняя. А начинают обычно с балета. Кое-какие лауреаты уже известны, назовем их: «Маски» за честь и достоинство получат выдающийся сценограф Март Китаев и солистка балета из Уфы Зайтуна Насретдинова. Помимо прочего она знаменита еще и тем, что именно ее выступление когда-то так увлекло Нуриева, что он решил учиться танцу.

Лучшим зарубежным спектаклем, показанным в минувшем году, назовут «Обратную сторону Луны» Робера Лепажа. Спектакль, показанный Чеховским фестивалем, вправду не имел в этот раз конкурентов. Не потому, что другие были слабыми, – нет, он уж слишком хорош.

Ну и начнем с балета. В области балета обозреватель «НГ» отдал бы предпочтение «Песням Комитаса» (Танцевальная компания Натальи Каспаровой из Санкт-Петербурга). По классике – «Пробуждению Флоры» (Мариинский театр), а поставивший этот балет Сергей Вихарев заслуживает «Маски» в своей номинации. Уилдон Кристофер за своих «Милосердных» (Misericordes), поставленных в Большом, вполне заслуживает российской национальной театральной премии. Равно – в номинации «Мужская роль» в балете – солист Большого Дмитрий Гуданов.

Среди женщин одинаково заслуживают награду и Екатерина Осмолкина (Мариинский театр, «Пробуждение Флоры») и Мария Тихонова («То, что я никому не сказал», Балет Евгения Панфилова).

В оперетте – блестящему спектаклю «Самолет Вани Чонкина» из Хабаровска вряд ли предпочтут кого-то другого, да и надо уже отметить кого-то в этой номинации, – кажется, в прошлом или в позапрошлом году эту строчку жюри оставило незаполненной.

Сделать свой выбор в номинациях по оперному театру критику, влюбленному в спектакль Дмитрия Чернякова «Евгений Онегин», не составляет особого труда. Итак: безусловно, лучший спектакль, лучшая работа режиссера и лучшая мужская роль – Андрей Дунаев, исполнивший Ленского.

Премию за лучшую женскую роль «НГ» отдала бы Ларисе Гоголевской – за Электру в одноименной опере Штрауса и за Дьячиху в «Енуфе» Яначека. Поражает в этой работе поразительное слияние певицы с ролью, словно постановка делалась конкретно под Гоголевскую. То же самое, кстати, можно сказать и в отношении Татьяны Моногаровой (Татьяна в «Евгении Онегине», Большой театр), но окончательный выбор делаем все же в пользу Мариинской примы. «Электру» стоит отметить и за лучшую работу художника – на концепции Пола Брауна, собственно, и строится вся постановка, где режиссеру осталось продумать мизансцены, все остальное сцена говорит сама за себя.

Владимир Кобекин получает премию за лучшую работу композитора в музыкальном театре, тем более что спектакль «Маргарита» по его опере мог бы конкурировать со многими столичными постановками и совсем не вызывает ощущения провинциальности, чем так грешила региональная программа прошлых лет. Впрочем, и стилизация, сделанная Владимиром Дашкевичем (речь – о «Самолете Вани Чонкина» в Хабаровском театре музкомедии), тоже достойна награды.

Лучшие костюмы, конечно, создал Павел Каплевич для «Бориса Годунова» в Большом театре. Последняя номинация – работа дирижера. Сердце критика рвется: с одной стороны, оглушающая работа Теодора Курентзиса в «Леди Макбет Мценского уезда», с другой – тонкое импрессионистское плетение Марка Минковского. Но Курентзис оглушил не только в метафорическом плане – такого безупречного Шостаковича и на концертной эстраде не всякий раз услышишь, – но и в буквальном: певцов не было слышно. Поэтому сделаем выбор в пользу французского маэстро.


Маленький принц – кукольный и человеческий.

Ну и драма. Впрочем, до нее разберемся еще с одной номинацией – «Эксперимент» (в прежних фестивалях примерно то же самое называлось «Новацией»). Нового здесь немного, а вот хорошее и вправду есть. Пожалуй, молодых здесь правильнее всего и будет наградить – то есть справедливость, на наш взгляд, восторжествует, если награда уйдет Арсению Эпельбауму за спектакль Optimus Mundus, где молодые выпускники-художники и их ровесники актеры шалят в коридорах и комнатах «Школы драматического искусства» на Поварской, укладывая ошарашенных зрителей то в одну постель, то заставляя – правда, вместе с Моцартом – выпить бокал вина с ядом. Петербургский Инженерный театр АХЕ все-таки разрабатывает уже давно открытые земли, для них самих – давно не экспериментальные...

А вот и драма.

Здесь как всегда все непросто. И не потому только, что сложно понять, почему эпическое полотно «Самого важного» по «зрительскому фактору» уходит в так называемую малую форму, а какой-нибудь другой, камерный спектакль – в большую и снова – из-за того, что рассчитан на 500-местный зал. Не только потому, что провинцию обижать нельзя, а не обидеть бывает трудно. Непросто – вообще. Тем не менее в этот раз «Полет над гнездом кукушки» из Башкирии вполне может претендовать и на «Маску» за лучший спектакль, и на актерскую премию – Хурматуллу Утяшеву за роль Макмерфи. Правда, в конкурентах у Утяшева – Константин Райкин (Лир). Сложно выбирать. Еще сложнее – с женскими ролями: Татьяна Шестакова («Жизнь и судьба» Малого драматического – Театра Европы) вступает в состязание с целым женским ансамблем «Самого важного» (Мадлен Джабраилова, Полина и Ксения Кутеповы). И тут скорее всего жюри разойдется при помощи специального приза (такое право имеется у каждого из жюри) – отдельно отметят ансамбль «Мастерской Петра Фоменко» (вслед за кинорешением для михалковских «12»), отдельно – Татьяну Шестакову. Среди художников самый ожесточенный спор приходится на «Жизнь и судьбу» (Алексей Порай-Кошиц) и «Короля Лира» (Александр Шишкин, правда, выдвинут еще и за «Иванов» Александринского театра).

Среди спектаклей малой формы действительно сложен выбор между «Самым важным», уже признанным лучшим спектаклем Москвы, а также «Игроками» театра ОКОЛО и «Рассказом о счастливой Москве» Табаковского театра. Думается, в этом раскладе жюри все же выберет спектакль «фоменок». А вот в большой форме немало шансов поаплодировать лучшему спектаклю, приехавшему в Москву из Уфы, то есть «Пролетая над гнездом кукушки» Театра драмы им. Гафури. Впрочем, тут у него есть титулованный и сильный конкурент – Лев Додин со спектаклем «Жизнь и судьба». Обойти вниманием и тему, и саму работу с актером трудно, хотя у «Жизни и судьбы» в Москве нашлись и противники. Правда, не в жюри. Поскольку осталось выбрать только режиссера, назовем основных претендентов: Лев Додин, Евгений Каменькович и, разумеется, Валерий Фокин, показавший в Москве живую и даже очень нетривиальную версию «Живого трупа». Показал он и другие спектакли, но уже вне фестивального конкурса, хотя, надо думать, «Женитьба» Фокина приедет в Москву на следующий, XV фестиваль.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1590
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1790
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1901
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4274

Другие новости