Кристине Курсиша. Тень. Видео.
Подходящий к концу сезон латвийской культуры в России в знак расположения преподнес Москве «Букет». Цветы – работы современных латвийских художников, представляющие тенденции актуального художественного процесса.
Нынешний показ собрал инсталляции, фото и видео представителей разных поколений – от 25 до 50. Некоторые (Андрис Бреже, Леонардс Лагановскис, Кристапс Гелзис, Сармите Малиня, Катрина Нейбурга и Эвелина Дейчмане) уже были в российской столице – на II Московской биеннале современного искусства в 2007-м. Для других это московский дебют.
Организаторы довольны. Единодушно радуются наконец-то возобновившимся контактам в изобразительном искусстве двух стран; обсуждают организацию музея современного искусства в Латвии – с надеждой на то, что в его коллекции будут и работы наших художников (как и их произведения – в коллекции ГЦСИ); готовятся ответить на эту выставку сентябрьской экспозицией современного российского искусства в Риге. Наконец, заверяют, что даже те, кто не относится к поклонникам современного искусства, найдут здесь и сейчас что-то для себя привлекательное.
Главное достоинство выставки в том, что тут есть какое-то количество действительно интересно поставленных вопросов. «Небылицы о поведении человека» рассказывает-показывает в своих объектах Эвелина Дейчмане: это фантазия, поток сознания со сложно уловимыми ассоциациями, залезание внутрь человека с его непонятным, часто темным и животным, по сути, миром. В неуютной квартире поросший шерстью человек; без головы (она за кадром); на пне; но перед ним вполне некровожадный завтрак из винограда. Девушка в платье (не балерина?); вместо ног пень; в руках топор; рядом туфли – что тут – предвкушение попытки освободиться? «Без названия» Каспарса Подниекса – стоящий в воздухе человек, как бы рассуждение повесившегося. Действительно, он не имеет связи с землей – нет почвы под ногами, но есть свобода (парадокс). Названия всему этому тоже нет: во-первых, там оно уже не нужно; во-вторых, так названная работа больше провоцирует на самостоятельные интерпретации, которые могут от авторских отличаться. Цикл фиксирующих моменты жизни фотоснимков «Забытые мгновения» Микса Митревицса задает вопрос: какие, собственно, из них по-настоящему счастливые? Что нужно в жизни: бег по социальной лестнице наперегонки с самим собой или простые эмоции и случайно запомнившиеся картинки (игра в футбол, потерянная варежка┘)? Вентилятор колышет фотокарточки – бередит воспоминания. Они фрагментарны: ровные ряды, но с лакунами – поэтому читаются по вертикали и по горизонтали, но до определенного момента. Какие из снимков войдут потом в избранное фотоальбома жизни? Ответа автор не дает.
Другая запоминающаяся работа – видео Катрины Нейбурги «KROXA». Медленное движение мимо застывших поверхностей: ножки стола, ботинки, покрывало, неподвижная женская нога, рука, выглядывающий из-под кровати глаз, свисающая голова┘ Черно-белое сменяется цветом. Мужской шепот просит поговорить, вспоминает совместно пережитое, прощается┘ Стихами. Невинный эротизм то ли объяснения в любви, то ли объяснения невозможности или неотвратимой потери этого чувства – а может, не чувства, а тактильного почти ощущения, которое пытается передать движение камеры. Недомолвки и тайна. Опять нас спросили, но не ответили┘ Самоустранились.
Нельзя, однако, назвать эту выставку собранием каких-то эзотерических знаков. Серьезность уравновешивается юмором. Вот бутылки со стучащимися изнутри зелеными человечками (тоже симптоматично) – воспоминаниями о «Моей пятнице» Майи Куршевой, джинами уикенда. Или человек без лица и без тени: «Тень» у Кристине Курсиша то уходит, то возвращается – вспоминается известный вопрос Шварца: знает ли тень свое место? Вашему вниманию также «Заметки о само собой разумеющихся вещах» Армандса Зелчса – о заново изобретенном (и весьма остроумно) велосипеде, как бы огибающем невидимый куб.
Выставка говорит о разном. Но в конечном итоге о жизни, о человеке и его месте. Говорит без эпатажа, не ставя зрителя в неловкое положение какой бы то ни было пошлостью (в любом из ее смыслов). Она получилась сложная. Порой непонятная. И это хорошо. Искать ответы на затронутые здесь вопросы и не находить однозначных решений среди возможностей разных интерпретаций┘