Александр Пономарев: «Один из способов победить энтропию».
Фото предоставлено организатором выставки
В залах Крокин-галереи задвигалось, беззвучно затикало и зазвучало, заходило ходуном┘ Начался марш (к счастью, на месте) всевозможных технических изобретений. Известные современные художники объединились под маркой не вполне удачливого на реализацию, но полного идей механика-изобретателя XVIII века Ивана Кулибина.
Да, дух Кулибина влетел в форточку Крокин-галереи и наматывает круги по помещению, наблюдая за творческими изысками новой когорты изобретателей. А имена все известные – Юрий Аввакумов, Александр Пономарев, Владимир Ситников, Сергей Шутов и не только┘
Иван Кулибин спроектировал в свое время 300-метровый одноарочный мост через Неву, механический педальный экипаж, карманные часы, вмещавшие и устройство часового боя, и музыкальные мелодии, и даже движущиеся театральные фигурки (узреть часы можно в Эрмитаже). Словом, предметы, которые и в хозяйстве бы не помешали, и устроены приятно-затейливо. Наши современники на прагматике останавливаться не стали: нет здесь ни кулибинского моста, ни хотя бы продолжения поисков перпетуум мобиле другого известного героя – Кулигина.
Из того, что, может, и неплохо бы осуществить, – видео «Институт солнца» Платона Инфанте и Александра Петровичева (не только художника, но и куратора выставок Крокин-галереи). Идет лабораторный процесс, очевидно, по генерированию соответствующего явления под старинную музыку. То ли насмешка над Творцом, то ли утопия и пародия на всякие НИИ. Рядом – «Генератор радуги» Татьяны Баданиной с «идеологическим» подкреплением – выдержками из Книги Бытия. Замыслы глобального масштаба, но все это, понятное дело, не всерьез. Да и выставочная аннотация гласит: «ситуация чревата перейти из области прикладного решения в сферу отвлеченной эстетики или попросту в сферу искусства», а оно «способно преодолеть комплексы прогресса и социального ангажемента». Иначе говоря, предложено восхититься новой эстетикой, напрямую связанной с изворотливостью ума.
Предъявляет это новое себя следующим образом. Кирилл Александров напротив входа установил чудо-агрегат по имени «В.Хеда». Во время вращения металлической пирамиды от нее отслаиваются полоски – как нарезанная кожура лимона. Откровенно говоря, то, что имеется в виду перевоплотившийся фрукт с натюрмортов Виллема Хеды, понятно не сразу. Эк их, однако, вывернуло. Оно, конечно, век техники, но при чем тут голландский still-life? Плюс неправильной формы «Шестеренки» (того же Александрова) и «Шоколадные объекты» Владимира Ситникова. Тут, как бы в процессе вечной трансформации, несъедобный шоколадный и недееспособный (то есть обман втройне) пистолет и другие бессильные «муляжи». «Один из способов победить энтропию» Александра Пономарева представляет хаос мусора, чья энергия управляет маленькой вселенной звездного неба. Затем развешанные на стене колеса швейных машинок «Зингер» (Василия Богачева): принадлежности былого бренда попали не на свалку, но превратились в декоративный символ. Но в целом речь об эстетике ненужных и ни к чему не приспосабливаемых вещей. В этом смысле – искусство ради искусства. Хотя с позиций эстетического эксперимента – весьма спорно.
«Кулибин» становится именем нарицательным и меняет смысл. Смотреть на это весело, разгадывать увлекательно. Наконец, здесь по-настоящему видно, как именно работает мысль. Правда, вот цель высказывания ясна не всегда.