Согласно Положению о «Золотой маске» основной номинацией в конкурсе является «Лучший спектакль». Персональное лауреатство – частности в рамках единого целого. Пусть твоя роль гениальна, но если спектакль не номинирован, премии тебе не видать. Правилу органичнее всего соответствует, пожалуй, категория современного танца. Это зачастую коллективное высказывание, где отсутствие солистов – принцип. Тела и темпераменты – краски, создающие общую картину. Так что малое число частных номинаций в разделе «Современный танец» свидетельствует не о кризисе, а о природе жанра.
В номинации «Лучшая женская роль» на премию претендует Мария Тихонова. Ее соло венчает опус под названием «То, что я никому не сказал», поставленный для «Балета Евгения Панфилова» хореографом из Нидерландов Ициком Галили. Эту двадцатиминутку многие уже назвали шедевром. Эмоциональный отклик рождают экспрессия человеческого тела, абстрактная, богато интонированная пластика и свет. Просто Галили и пермские артисты передают свое ощущение музыки Генделя, Вивальди, Моцарта, Сати. Просто. Но это простота совершенства.
На звание лучшего хореографа претендуют Алла Сигалова и Татьяна Баганова. «Кармен. Этюды» на музыку Бизе Алла Сигалова поставила как дипломную работу для выпускников Школы-студии МХАТ, вскоре вошедшую в репертуар МХТ. Открытый темперамент, торжествующая чувственность. И столь редкая на сцене сегодня подлинная страсть. Сигалова – певец страсти. Но на этот раз ей удалось добиться, кажется, невозможного от совсем юных ребят, испытать подобное в жизни, быть может, еще не успевших. Лишенные слова, средствами пластики и драматической игры они вскрывают бездны человеческого естества, но в финале, когда ничего уже будто бы не поправить, играючи, с виртуозным мастерством вдруг обращают все в шутку.
Похожий прием, точно спасительный щелчок гипнотизера, использует и дважды лауреат «Золотой маски» руководитель екатеринбургской труппы «Провинциальные танцы» Татьяна Баганова. Ее спектакль «После вовлеченности» тоже заканчивается лихим дискотечным переплясом. В нем тоже кипят страсти, но серенькие, обыденные. На фоне кроваво-красного задника топчутся в повседневной бессмыслице нелепые людишки. Не получается любить, мечтать. Да, в общем, и жить. Разнокалиберные воздушные шарики вяло сдуваются, как утраченные иллюзии. Нам недвусмысленно дают понять, из какого сора растут метафоры, которыми изобилует спектакль: с помощью допотопного пылесоса маленький человечек накачивает громадный прозрачный шар. А в нем снег и белый ангел. Точно в волшебной игрушке из детства. Только этот грудастый ангел в человеческий рост больше похож на хватающую воздух рыбину в пустом аквариуме. Пенопластовый снег под пылесосной струей слепит и забивает ноздри. И нечем дышать. И не к чему жить. Впрочем, все ведь закончится лихим дискотечным переплясом. Все это игры. Безнадежные.
Именно так – «Безнадежные игры» – назван лауреат Первой премии Эдинбургского фестиваля и претендент на «Золотую маску-2008» спектакль «ДоТеатра» – одного из старейших авангардных коллективов Северной столицы под руководством Евгения Козлова. Поезд давно ушел, но раз в год стайка людей ниоткуда появляется на пустынном перроне. В поисках радости. За ними вековая традиция чаплинианы, история белого клоуна. Их брутальность вызывает щемящее чувство. Черный юмор не оставляет ощущения чернухи. Театр абсурда. Театр сострадания. Она, конечно, траги-, но все же комедия. Какая уж безнадега, если людям все еще хочется играть и творить?
Замыкают (или возглавляют?) пятерку номинантов «Песни Комитаса» Танцевальной компании Натальи Каспаровой (Канон Данс Центр) из Санкт-Петербурга. Гениальный армянский композитор, фольклорист и педагог Комитас (Согомон Согомонян) в 1915 году стал свидетелем и жертвой геноцида армян. Один из немногих он остался жив, но 20 лет до самой смерти провел в психиатрической клинике. Сочинения Комитаса, армянская духовная и народная музыка легли в основу спектакля, ставшего своеобразным культурным феноменом. «Песни Комитаса» – строгих форм пластический фриз, чреда поэтических эпизодов-символов, чуждых лобовой этники или соблазнительной эстрадности. В спектакле нет рефлексии, протеста или насмешки. Он полон гармонии. Его создателям удалось выразить дух древнего народа средствами современного танца.
Все номинированные на «Золотую маску» спектакли современного танца разные, очевидного лидера нет, но в этом сезоне российский танцевальный ландшафт не выглядит унылым.