Международный музыкальный фестиваль «Антиквариум» пополнил свою концертную копилку: в театре «Школа драматического искусства» прошел концерт норвежского лютниста Рольфа Лислеванда. Старинная музыка успокаивает, и это, пожалуй, ее главное достоинство.
В словосочетание «старинная музыка» большинство вкладывает «все, что до Баха включительно». Других имен, которые назовет, скажем, любой образованный европеец, не знали, музыки не слышали, инструментарий видели только на картинках, так как браться знаниям особо и неоткуда было.
Еще буквально десять лет назад можно было жаловаться на отсутствие школы исторической практики как таковой, на недоступность записей, мастер-классов, переведенных трактатов etc. – всего того, что могло бы развивать на российской почве двойной интерес – исполнительский и слушательский. Однако жгучее желание породило возможности, и наряду с явным кругом практиков и теоретиков старинного репертуара у нас вырос и доморощенный менеджерский институт. В Санкт-Петербурге за подобное начинание отвечал ежегодный фестиваль Early music, на данный момент прекративший свое существование. У нас – «Антиквариум».
Тройка увлеченных девушек-организаторов, берущих на себя ответственность за изыски, уже второй год привозит чтимых европейских исполнителей в Москву, тем самым в течение года по крупицам собирая приличный представительский хоровод из мастеров ранней музыки. На днях в театре «Школа драматического искусства» прошел очередной концерт. Норвежский исполнитель Рольф Лислеванд, избравший воплощением своих идей старинные щипковые инструменты – виуэлу де мано (выглядит как игрушечная гитара), барочную гитару (внешне – почти близнец виуэлы де мано) и теорбу (большая лютня). Очень удачно подошел звучанию инструментов зал «Глобус», впервые опробованный для концерта в рамках «Антиквариума». Трехъярусный деревянный восьмерик шекспировского прообраза, увенчанный стеклянным шатром, словно предназначен для сольных концертов малозвучных инструментов. Рольф Лислеванд уже приезжал к нам в прошлом году в дуэте с виолой да гамбой Лоренцо Дуфтшмида, поэтому с его щепетильной, аристократичной игрой слушатели были ознакомлены. Бывший гитарист, чьим наставником был Жорди Саваль (трепетное имя для любителей «исторической практики»), свою сольную программу из сочинений итало-испанского ренессанса и раннего барокко комментировал лично, приукрашивая историями из жизни композиторов и рассказами о капризности инструментария (пусть и копий).
Возможно, поначалу слушателю хотелось большей звонкости и наполненной красочности, но матовое звучание виуэлы, открывшей концерт миниатюрами испанцев Луиса де Милана и Луиса де Нарваэса, и последующими Гальярдой и Фантазией «В подражание арфе» их соотечественника и современника Алонсо Мударра, расставило акценты и приковало внимание к изящности и тщательной исполнительской выработке материала. Барочная гитара и теорба нашли свое предназначение в сочинениях Граната, Пиччинини, Капсбергера, где Рольф Лислеванд добавил страстности собственными импровизациями. В результате концерт вызвал эффект релакса – ажурное плетение hand made убаюкало как собственные беспокойные мысли личного характера, так и вопросы про будущее старинной музыки в Москве.