Кадр из фильма «Незнакомка».
Джузеппе Торнаторе, знаменитый итальянский режиссер, оскаровский лауреат («Новый кинотеатр «Парадизо»), сняв подряд несколько не слишком заметных фильмов (если не считать таковым романтическую «Малену» с Моникой Белуччи), вдруг обрел второе дыхание. Его новая картина «Незнакомка» была признана в Италии лучшим фильмом 2006 года, взяв главный приз Донателло. Спустя почти два года, по ходу дела получив «Серебряного Георгия» Московского кинофестиваля, «Незнакомка» добралась до российского проката.
Сразу хочется отметить три момента. Первый. Красивая, талантливая и экспрессивная Ксения Раппопорт в главной роли. Второй. Возвращение на наши экраны любимейшего комиссара Каттани – Микеле Плачидо, на сей раз в роли подонка-сутенера с обритой наголо головой. Третье. Модная сейчас в западном кино тема восточноевропейских иммигрантов подается без морализаторских соплей и псевдопсихологических исследований «Как они дошли до жизни такой и следует ли нам принять их или все-таки держаться подальше, издалека опасаясь?»
Героиня Ксении Раппопорт Ирина – женщина за тридцать, откуда-то с Украины, давно осевшая в Италии в качестве секс-рабыни и суррогатной матери. Нервы у нее, видно, совсем ни к черту – каждую свободную минуту в ее голове вспыхивают флэшбэки, главный герой которых – тот самый бритоголовый подонок-сутенер, насилующий героиню жестоко и даже как-то подло. Теперь же, порвав с вязким черным прошлым, Ирина замыслила что-то недоброе. Не зря она во первых строках энергично спускает с лестницы пожилую женщину, няню в обеспеченной семье. Ясное дело, на место няни устраивается она сама и тут же принимается наводить туману – шарит по закоулкам квартиры, странно смотрит на вверенную ей девочку┘ Словом, непростая дама.
Углубляться в психологические, социальные, исторические, политические и прочие причины преступного бытия героини у Торнаторе нет ни малейшего желания. Он с самого начала дает понять: перед нами стопроцентный триллер. Ломайте голову, стройте догадки, сдерживайте тошноту от вида «комиссара Каттани», слушайте душераздирающую музыку Эннио Морриконе. Кто повзыскательнее – пусть пожалуется, что, мол, акценты в фильме не расставлены, не очень понятно отношение авторов к героине, а оттого не очень понятно зрителю, как к ней относиться. Вроде страдалица, но ведь преступница.
Но это для тех, кто отравлен непреходящим желанием искать всюду скрытый смысл. В «Незнакомке» смысл один, да и не скрытый к тому же: зритель должен ежеминутно находиться в напряжении. Несколько клиповый характер изложения, впрочем, порой мешает сосредоточиться на собственном напряжении – эпизоды короткие, планы в основном крупные, а тут еще флэшбэки. Получается нарезка из кусочков сюжета, щедро перемешанная с соусом воспоминаний.
Ксению Раппопорт, актрису санкт-петербургского Малого драматического театра, Торнаторе взял не то что без проб, но даже не видя ни одной ее работы. Вероятно, ему этого и не понадобилось. На Ксению Раппопорт достаточно взглянуть, чтобы почувствовать темперамент, который может сыграть почти все даже там, где не хватит опыта или таланта.
Кстати, за «Незнакомку» Раппопорт получила высшую кинонаграду Италии – приз Давида Донателло за лучшую женскую роль года. Вот ведь какая забавная и грустная вещь получается: итальянский режиссер почувствовал серьезный потенциал российской актрисы, взял ее, не раздумывая ни секунды, на главную роль – и не проиграл. Он понял, почувствовал ее своим профессиональным чутьем. В мировой кинематограф Ксения Раппопорт вышла окольными путями, через Италию. Слов нет – здорово, только даже не будем и пытаться вспомнить хоть одну ее заметную роль в российском кино. Мелькнет то там, то здесь, вроде и неплохо, вроде и хороша даже, а забывается сразу же, как прошли финальные титры. Любопытно: сейчас она снимается в главной роли у Кирилла Серебренникова, также увенчанного лаврами в Италии. Выходит: новые приключения итальянцев в России.