В минувшую субботу в Брянске простились с народным артистом России Валерием Прохоровым. Ведущий актер театра «Около дома Станиславского» умер 27 марта после тяжелой и продолжительной болезни.
Ученик Розы Сироты, он начал в провинции – во Пскове, в Брянске. А 25 лет назад Юрий Погребничко, однокурсник Прохорова, пригласил его на Камчатку. Вместе они потом перебрались в Москву, в театр «Около дома Станиславского», где Прохоров был одним из тех, через кого режиссер смог выразить себя так сильно и полно. Двадцать лет, шестнадцать ролей. Стиль Погребничко – растерянного советского быта, который уживается с героями Чехова, Островского, где уместны и Уильямс, и «Битлз», и Вампилов, и Пинтер... Некоторое удивление друг перед другом – мира Уильямса, например, и знаменитых, переходящих из спектакля в спектакль костюмов, всего антуража прошедшего неопределенного, советского времени... Все это Прохоров сыграл замечательно, неподдельно, – по-настоящему. Как все лучшие актеры театра Погребничко, Прохоров на актера был совсем не похож, и этот талант «невзрачной яркости», углубленной в себя, не прущей наружу полноты жизни, полноты бытия – всё это Прохоров, как медиум, нес в каждой своей роли. Простота внешности сочеталась в его героях с каким-то удивительным аристократизмом, который, скажем, сохраняют у Горького в «На дне» любимые драматургом герои. Еще его герои умели молчать, содержательно, со смыслом. Впрочем, это – как раз то, за что многие и ценят театр Погребничко.