Параллельно «Золотой маске» в Москве стартовал Фестиваль немецкой хореографии. Инициатор – Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, его партнеры – Немецкий культурный центр им. Гёте и Roland Berger Strategy Consultants. В день открытия фестиваля в фойе Музтеатра начала работу выставка «Портреты танца».
Портреты в данном случае не метафора. Кто создал сегодняшний немецкий танец? Танцовщики, хореографы, директора и руководители, критики, педагогики, фотографы, кураторы, исследователи, сценографы и художники по костюмам, политики, архивисты, менеджеры и продюсеры. Именно так – широко – смотрят на вещи фотограф Беттина Штёс и куратор выставки Томас Торауш, сотрудник Немецкого архива танца в Кельне. Они решили запечатлеть танец не на сцене, не в движении, а в лицах. Сегодня этих лиц уже более 100. В Москве представлены избранные работы из уникальной серии. Выставка открыта до 24 апреля.
Танцевальная фотография и фильмы о танце стали основной темой видеосеминаров, которые провели в рамках фестиваля Томас Торауш и его коллега по кельнскому архиву Кристиане Харттер. На сегодняшний день в архиве хранятся фонды 260 деятелей немецкой хореографии. Организованный в 1948 году, Немецкий архив танца в Кельне в 1986-м стал общедоступным. Библиотекой (12 тыс. книг), видеотекой (3 тыс. фильмов) и коллекцией фотоматериалов (160 тыс. фотографий, 117 тыс. негативов) может воспользоваться любой желающий.
Наши возможности в рамках фестиваля, конечно, не столь обширны, но все же устроители постарались продемонстрировать многообразие танцевального искусства современной Германии: классику, авангард, репертуарный театр. Начали с авангарда.
В минувшие выходные на сцене театра «Школа драматического искусства» берлинский «Шаубюне ам Ленинер Платц» и компания «Саша Вальц и Гости» представили свою копродукцию с Современным балетом Бельгии (Гент), Фестивалем Марселя, Фестивалем «Le Carreau» – Национальной сценой Форбака и Theatre de la Ville (Париж). Результатом усилий означенных семи нянек стал спектакль под названием «D’avant». Режиссеры, хореографы, танцовщики и вокалисты – маленький интернационал: бельгиец Сиди Ларби Шеркауи, испанец Хуан Крус Диас де Гарайо Эснаола, канадец Люк Данберри, француз Дамьен Жале.
Они философы, эти современные хореографы. Хотя философствовать всерьез нынче вроде и неловко. Что ж, можно заявить: спектакль «свободен и открыт для любых ассоциаций и трактовок», тем самым сняв с себя какую-либо ответственность за публичное высказывание. И все же высказаться – образно и внятно. Да так, что зал замрет и утихнет, забыв как на грех, что философствовать всерьез нынче вроде и неловко. Ему напомнят. Напомнит тщедушный человечек (Сиди Ларби Шеркауи) со взглядом Иннокентия Смоктуновского в роли князя Мышкина. Напомнит красно-белая заградительная лента, как, к примеру, посреди прелестной и цветущей Никосии (ведь всякие ассоциации разрешены, вот и вспоминаешь: «Не подходите. Они будут стрелять». Дико и буднично). Клише современного мира – от антиглобалистов до писающего мальчика, от Роналдиньо до венчающей модное дефиле невесты – ловко перетасованы и веером раскинуты перед зрителем. Ведь все это не всерьез. Пластическая притча о том, что каждый из нас – и страдалец, претворится вдруг цирковой репризой. Муку неизбывной жестокости развеет один недвусмысленный жест «жертвы» в адрес «мучителей». Графичные па мужского танго переродятся в жуткий футбол, где по полу гоняют человеческое тело. Но внезапно «мяч» сам свистнет в свисток┘ Вне игры.
Все можно перелицевать в этом мире. Миссионер обернется кликушей и мародером. Совершенство средневековых мадригалов – попсовым драйвом. К счастью, не надолго. Совершенство это неподдельно. Как важно знать, что нечто неподдельное все же еще существует. Четверка клоунов-пророков дает это почувствовать. Их хрустальное многоголосье слушаешь всерьез и признаешься в этом без всякой неловкости.