Идея проста – столичные улицы и улицы других городов нашей необъятной родины должны духовно обогатиться рекламными щитами с изображениями живописных произведений. В проекте участвуют Третьяковка (отобравшая около 40 шедевров) и Эрмитаж (предоставивший 15 картин зарубежного искусства).
Цель – просветительская, практически самая высокая, какую можно вообразить. В формате 6х3 и, прошу прощения, пилларами напомнить о проверенном временем искусстве, привлечь в музеи. В списке собирающихся выйти на улицу западных художников – Гоген, Кранах, Гейнсборо, Снейдерс┘ Из сокровищ Третьяковской галереи будут «На жатве. Лето» Венецианова, «Неизвестная» Крамского, «Новая Москва» Пименова, «Московский дворик» Поленова, «Грачи прилетели» Саврасова┘ А также Брюллов, Врубель, Дейнека, Коровин, Кустодиев, Малевич, Серов, Суриков, Шишкин и другие. Акцию предполагается проводить с марта по май в 44 городах (кроме Москвы и Петербурга в Архангельске, Астрахани, Владимире, Екатеринбурге, Петрозаводске и др.).
С одной стороны, идея хорошая. Видеть хорошую живопись вместо каких-нибудь физиономий, с деланой улыбкой рекламирующих свой продукт, – куда как приятно. Кроме того, эти картины (что касается предоставленных Третьяковкой) – наше культурное наследие. И хорошо бы было, если в глазах, скажем, туристов именно с ними ассоциировалась Россия – ведь есть же во многих странах реклама произведений искусства в метро. Наконец, если подобный проект действительно привлечет людей в музеи – прекрасно.
Но у всех благих начинаний (как и у наружной рекламы) есть две стороны. Другая, оборотная, связана с опасениями относительно того, насколько в действительности данная акция будет просветительской и не станет ли она прежде всего пиаром взявшейся за дело рекламной кампании. Случалось уже, что эмблемка фирмы в итоге занимала все больше и больше места, а шедевры, соответственно, будут все меньше и меньше (по площади на рекламном плакате).
Помнится, несколько лет назад в столице рекламные сити-форматы мяукали, привлекая внимание потенциальных владельцев котов к преимуществам одного из видов корма. Чудаковато. Не эта, так подобные ей рекламы ставят серьезный вопрос о соседстве, которое способны вынести произведения искусства. Если наружная реклама как итог развития общества потребления в итоге даст походы в Третьяковку вместо газировки (если вдруг заменит соответствующий рекламный постер), это будет приятно, но... Верная музеям аудитория, надо полагать, и так будет туда ходить, а если кому-то дела нет до музея, так наружная реклама едва ли спасет положение.
Были уже конфетные коробки с известными картинами. Опять чувствительная проблема возможности выхода живописи из так называемого храма искусств в бытовое, в данном случае уличное, пространство. Маловероятно, чтобы какая-нибудь «Царевна-лебедь» гармонично вписалась в городскую среду рядом с рекламой парфюма, электроники или автомобилей. А подбирать шедеврам соответствующее окружение, очищать от соседства неугодной рекламы едва ли возможно.
Впрочем, поскольку проект уже запущен, остается внимательнее смотреть по сторонам и взвешивать «за» и «против».