Отдельные спектакли нынешней «Золотой маски» начали показывать еще полтора месяца назад, но фестиваль, в афише которого по три спектакля в день, начался 27 марта, в Международный день театра. Но еще накануне первое представление дал миланский театр Пикколо – в рамках проекта «Легендарные спектакли ХХ века».
Два вечера подряд в Малом Пикколо театро ди Милано играл своего «Арлекина┘». Спектакль Джорджо Стрелера, который и сегодня, без малого десять лет спустя после смерти своего создателя, колесит по всему миру, приезжая вновь и вновь, – этот спектакль – не из тех, что надоедают. Одно удовольствие, хотя и с печальными нотами, но таков Стрелер, об этом и спектакль: торжество театра – пик театральной иллюзии, которая вот-вот растворится в дымке, как тени за полотняным занавесом, едва-едва скрывающим сцену┘
Придуманный «Золотой маской» проект – «Легендарные спектакли ХХ века», конечен, поскольку век спектакля конечен, как конечна актерская жизнь, даже такая, как у Феруччо Солери, преодолевающая законы естества. Сорок лет он играет Арлекина, имея дублера в труппе, но не желая отдавать эту роль кому-то другому. В 2001-м, когда спектакль приезжал на Всемирную театральную олимпиаду, ему было 74, – вот-вот 75, в чем он и признался корреспонденту «НГ». В нынешний приезд из его же слов явствует, что актеру – 79. Актерский счет – строже дамского┘
Спектакль, приехавший в Москву, отличается от тех, которые можно было увидеть на Театральной олимпиаде, а потом – на фестивале национальных театров. Эта редакция – уже посмертная, впервые сыгранная год назад – к 60-летию Пикколо. Апеллирует к версии 57-го года┘
Строго говоря, это не спектакль Стрелера. То есть его режиссером Стрелер может быть назван в той же мере, в какой «Синяя птица» во МХАТе имени Максима Горького поставлена К.С.Станиславским.
Стрелер этот вариант по понятным причинам авторизовать не может, ни один из актеров, занятых в спектакле, в редакции 1957 года не участвовал и не может донести всех нюансов.
Конечно, трудно обвинять в чем-то исполнителей. Они, с одной стороны, и вправду, наверное, стремятся сохранить дух Стрелера. С другой стороны, «Арлекина┘» хотят видеть фестивали во всех концах света, на него, как говорится, стоит очередь, актеры хотят зарабатывать, и ничего зазорного в этом тоже нет. Кроме того, Солери уже не под силу скакать по сцене на руках и ходить колесом, и вот┘ Придумали такой вот микс, с большим количеством лацци – традиционных шуток комедии дель арте, но физически бережный по отношению к заглавному герою. Ненаказуемо.
Единственное: люди думают, что это поставил Стрелер. А это – не так. Но┘ Мы видим, нам кажется, Стрелера...
«Маска» не виновата, они хотели как лучше, задать тон┘ Но это – не легендарный спектакль... И не ХХ века. Хотя, конечно, и он может понравиться.
Но, уходя в антракте, я встретил еще двоих, которые видели настоящий спектакль Стрелера. Смотреть на развалины они тоже не захотели.
Пожалуй, на одно обстоятельство, имеющее отношение к комедии дель арте, стоит обратить внимание. Первый раз я увидел «Арлекина┘» в 97-м, в Милане, когда очень нервно отмечалось 50-летие театра. Стрелер был на пике конфликта с мэром, демонстративно ушел из театра, но согласился возглавить фестиваль, посвященный юбилею Пикколо. Самые злые и смешные шутки касались мэра Милана (хотя уже тогда сосед толкал меня в бок и говорил, что годом раньше Феручо Солери в этом месте подпрыгивал не два, а четыре или пять раз┘). Так вот это как раз удалось сохранить. Когда Арлекин пытается доказать, что он самый настоящий слуга, он вдруг падает на колени и принимается молиться, как истовый мусульманин. Это правда, в Европе обслуживающий персонал нынче состоит почти сплошь из арабов. В зале смеются. Комедия дель арте побеждает, даже тогда, когда – снова, возвращаясь к началу – теряет авторство, вернее, как в данном случае, теряет связь со своим создателем.
Впрочем, когда я поделился своими грустными чувствами с критиком и писателем Дмитрием Бавильским, он откликнулся словами, которые, в общем, примирили меня с «неочевидным» Стрелером: «Есть такое понятие «плохого перевода», сквозь который просвечивает дух подлинника. Вероятно, это именно тот случай. Через Стрелера просвечивал дух дель арте, через Солери дух Стрелера, так что вполне постмодернистская ситуация».
Кстати, в субботу и в воскресенье стартовал еще один масштабный проект фестиваля – «Премьеры Александринского театра в Москве». Начали – с «Иванов» Андрея Могучего (об этом спектакле – в завтрашнем номере «НГ»), а затем – парад всех главных премьер фокинских сезонов – от «Двойника» до нынешней «Чайки», где все женихи – на коньках.