Неспешная жизнь стройки века.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Пресс-конференция, посвященная реконструкции и реставрации основного здания Большого театра, прошла вчера в Доме Хомякова. Основной пафос заявлений выступавших сводился к тому, что работа ведется по запланированному графику и будет окончена в срок.
«Октябрь 2009-го – незыблемая дата», – подчеркнул Михаил Швыдкой как представитель власти, а гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов заявил, что коллектив театра в нетерпении – очень уж хочется войти в основное здание. По ходу дела Иксанов проинформировал, что в сезоне 2009/10 в Москву с гастролями приедут миланский Ла Скала и Парижская опера, а в настоящее время ведутся переговоры с Венской оперой и Метрополитен-опера.
Сейчас реконструкция театра находится в той стадии, когда необходимо подключение специалистов, занимающихся прокладкой инженерных коммуникаций – налаживанием механического, гидравлического, аудио- и видеооборудования. Михаил Швыдкой подчеркнул, что существовавшие еще пару месяцев назад разногласия с немецкой фирмой, ответственной за эту часть работ, в целом разрешены. Эти разногласия, в частности, касались жестких требований заказчика о том, что ряд технических систем, в том числе системы пожарной безопасности, должен быть выполнен согласно российским стандартам, которые, как отметил Швыдкой, сегодня одни из самых жестких в мире.
Проверка гидрогеологического состояния здания – особая проблема. Специалисты проверяют подвижность грунтовых вод от Кузнецкого моста до Охотного Ряда. Кроме того, на объекте оборудована специальная система для онлайн-наблюдения за осадкой здания (измерения производятся первые десять минут каждого часа): норма осадки, как говорят специалисты, предельно допустимая. Архитекторы отмечают, что, если «посадить» здание на бетонную плиту, Большому театру будет обеспечено сто, а то и сто пятьдесят лет спокойной жизни.
Кроме строительных работ ведется и реставрация акустической панели, элементов декоративной отделки здания, вплоть до доработки ламбрекена основного занавеса, подборки нитей и тканей. В зале демонтирована советская символика, отдельные ее элементы (например, герб над царской ложей и исторический занавес Федоровского) будут объединены в большую экспозицию. Новое оформление зала воссоздают по историческому образцу императорских времен.
После пресс-конференции журналистов провели на так называемый подземный уровень минус три (всего запланировано шесть). Особенно интересно было взглянуть на полукруглый свод будущего камерного зала. Зал, который функционально заменит знаменитый Бетховенский, рассчитан на триста мест, здесь же будет экспонироваться фрагмент портика Бове. А на остальных уровнях подземного пространства разместятся гардеробы, склады для хранения декораций и инженерные коммуникации.