Ежегодный концерт «Приношение Святославу Рихтеру», посвященный дню рождения великого пианиста, прошел в Большом зале консерватории. Теодор Курентзис, обещавший представить Бетховена, которого слушатель не узнает, слово сдержал.
Накануне концерта директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова пригласила молодого дирижера посетить квартиру Святослава Рихтера, принадлежащую сегодня музею, и провела небольшую экскурсию для Теодора и журналистов. После этого у прессы была возможность задать дирижеру несколько вопросов. Основной интерес журналистов сводился к необычной программе, в которой значились Скрипичный концерт и Пятая симфония Бетховена. Курентзис пообещал аутентичное исполнение вплоть до аутентичных темпов в Пятой симфонии, выставленных согласно метроному самим композитором для прижизненного издания его сочинений. По мнению Курентзиса, сегодня эти темпы под гнетом многочисленных интерпретаций великих дирижеров ХХ века не соблюдаются – симфония должна звучать раза в два быстрее. И добавил под конец – этого Бетховена вы не узнаете.
Обещание свое Курентзис сдержал. Правда, удивил слушателей больше Скрипичный концерт, загубленный солисткой. Изабель Фауст в отличие от новосибирских питомцев Курентзиса – оркестра Musica Aeterna – метод аутентичной манеры исполнения, к тому же на жильных струнах, не освоила. Крепкая скрипачка с академической выучкой несколько жалко смотрелась в потугах соответствовать мягкому и воздушному звучанию оркестра – пожалуй, впервые в практике автора этих строк оркестр был профессиональнее солиста.
Что касается пресловутой Пятой симфонии, то на самом деле ново и интригующе прозвучала только медленная часть. В интерпретации Теодора Курентзиса две темы вариаций обрели совершенно новый характер – первую он наделил игривыми танцевальными приседаниями, что вполне характерно для музыки начала XIX века, а со второй слетела тяжеловесная помпезность, и правда насаждаемая исполнителями прошлого века. В остальных же частях особой революции не наблюдалось – темпы были чуть подвижнее, чем принято, но в первой части, например, «садились» каждый раз при наступлении побочной партии. Но стоит все же отметить, что целое – от драматической и даже накаленной первой части с ее знаменитым «так судьба стучится в дверь» через легкую медленную часть и затаенное скерцо к бравурному финалу – сложилось. Это первое. Второе же состоит в том, что раз от раза Musica Aeterna под управлением Курентзиса представляет все более качественный и убедительный результат их совместной работы, так что не ровен час, и новосибирцы будут задавать тон столичным аутентистам. Впрочем, и исполнителям современной музыки тоже: исполненный на бис в полнейшей тишине, завораживающий своей неземной проникновенностью «Псалом» Арво Пярта стал своеобразным жестом дирижера, ответившим мемориальному духу концерта.