Для финала фестиваля балета «Мариинский» приберегли маленькие, но две премьеры. «Карнавал» Михаила Фокина возобновил Сергей Вихарев. А в балете Кристофера Уилдона For Four из проекта «Короли танца» выступили мариинские танцовщики.
В оригинале «Карнавала» 1910 года были заняты Тамара Карсавина, Всеволод Мейерхольд, Вацлав Нижинский и другие именитости. В советское время, когда спектакль возобновлял в Кировском театре Константин Сергеев, Арлекина в нем исполнял и сам Вихарев, танцовщик-виртуоз. Фокинская хореография Вихареву не чужда, он уже возобновлял в Мариинке «Петрушку». Но нынешний спектакль скучен. Есть историческое приближение в костюмах. И подробно расписанное действие. Не хватает стиля. Каждый из артистов – сегодняшний, и удовольствия от игры в балетике – кукольной безделушке, от «фарфоровых» отношений, от пышных юбок и цилиндров, не ощущает. Здесь больше внимания техническим вопросам, чем импровизационному карнавальному духу. Потому нет праздника и суматохи. Все происходит чинно и тяжело. И три кружащиеся барышни (Кьярина и ее подруги) уходят с топотом почти лошадиным. Лучше всего удалась партия бабочки (Яна Селина). Ее танец своей корректностью вне времени. Еще есть симпатичный дуэт Коломбина – Арлекин (Евгения Образцова – Владимир Шкляров). Только веселость их словно чем-то озабочена. Виртуозная партия Арлекина словно сглажена и не становится двигателем спектакля.
В балет Уилдона, запланированный в мариинском исполнении, попал Анхель Корейя (странно, что заодно не уговорили Кобборга). Остальные партии исполняли Андриан Фадеев, Михаил Лобухин, Александр Сергеев. Выдернутая из программы, постановка стала выглядеть занятным, но не более того, наброском. Мариинские артисты сейчас хороши в современной хореографии – в классике им сложнее. И звездный гость Анхель Корейя в этой постановке интереснее, чем в па-де-де из «Корсара», хотя там трюкам самое место. Пируэты он накручивает и с прыжком, и на плие, но ни фактуры, ни школы это ему не добавляет.
В концертной программе появились еще гости. Алина Кожокару и Йохан Кобборг показали дуэт из «Коппелии». Как всегда, они так танцевали, словно у них одно дыхание на двоих. Кожокару кроме великолепного апломба продемонстрировала удивительно изящное фуэте. Наконец добрались до фестиваля Лючия Лакарра и Сирил Пьер. Тонкая, хрупкая Лакарра и непринужденно выполняющий изощренные поддержки Пьер показали дуэт из «Таис». Изысканная хореография получила красивое воспроизведение. Международность фестиваля в этом году не слишком заметная. Гостевой труппы не было, приглашенных звезд не набралось и десятка.
От Мариинки в гала оказался не то чтобы совсем второй эшелон, но выступления не слишком блистательные. Ульяна Лопаткина выбрала репертуар и партнера в нагрузку. Ее Кармен была нечто среднее между Одиллией и Смертью. Иван Козлов лучше всего воспринимался, когда не двигался. О страсти речь не шла: даже на колени к своему Хозе Кармен садилась очень благопристойно. А в «Гносьеннах» Ханса Ван Манена «гнозис» – это про нее. На него даже отсвет не падает. Сюжет, который читался в прежнем исполнении с другим танцовщиком, здесь не просвечивал. Ирма Ниорадзе станцевала фокинского «Лебедя». В нем оказалось слишком много переходящего в карикатуру: поднятые плечи, семенящие, почти шаркающие ноги вместо переступания в па-де-бурре, нарочитая демонстрация змеящихся рук, натужный драматизм. Алина Сомова в па-де-де из «Корсара» показала ощутимый прогресс. Артистка стала сдержанней, осталось научиться танцевать чище. Пока же, несмотря на партнерство Корейи, получился среднестатистический дуэт. А Михаил Лобухин в па-де-де из «Талисмана» проявил героизм, после адажио с артисткой, которая от кустодиевских параметров перешла к рубенсовским, сумел показать и интенсивные вращения, и мощные прыжки.
Завершил фестиваль Ballet Imperial – не самая яркая идея. Хотя здесь блестяще станцевала Виктория Терешкина. Она абсолютно точно воспроизводит Баланчина, ей вообще идет математическая хореография, делание танца. У нее идеальные позиции, безупречное вращение. Андриан Фадеев мастерски сверкал элегантными заносками. Вторая солистка, Олеся Новикова, танцевала неплохо, но ее неподвижный корпус портит все старания. Как и неровный по фактуре и перемещениям кордебалет.
В этом году фестиваль оставил впечатление затишья. После привычно броских и ярких акций неудачная премьера на открытии, шеренга «Лебединых озер», к тому же со сбившимися планами на выступления солистов, и в финале опять не слишком яркие премьеры и бледный гала-концерт, отсутствие даже собственных первых сюжетов. Впрочем, фестивалю уже восемь лет. И момент спада неизбежен. Особенно в обстановке, когда каждый год ожидается, что театр закроют на реконструкцию и приглашать гостей будет просто некуда.
Санкт-Петербург