Никоносец Сергей Бодров.
Фото Елены Фазлиуллиной
В Москве прошла 21-я церемония награждения национальной кинематографической премией «Ника». Больше всех статуэток собрал фильм Сергея Бодрова «Монгол», победив в шести номинациях, в том числе в основных – «Лучшая режиссура» и «Лучший игровой фильм».
Триумф Сергея Бодрова и его «Монгола» – шесть «Ник» – был столь предсказуем, что чуть ли не впервые за 21 год вскрытие конверта с именем лауреата не сопровождалось легким трепетом душевным. При том раскладе, что получился на «Нике» в этом году, «Монгол» – самый логичный вариант. Представить себе, например, «Груз 200» Алексея Балабанова фаворитом академиков трудно, да и не нужно: привечать такое кино – удел критиков и «гурманменьшинств».
«Простые вещи» Алексея Попогребского – милое и умное кино, но не настолько выдающееся, чтобы академики сразу же дали такой серьезный аванс почти дебютанту (прежнюю свою картину – «Коктебель» – Попогребский делал вместе с Борисом Хлебниковым).
«Русалка» Анны Меликян и «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой при том, что это вполне достойные работы, довольно витиеваты по части художественного языка, а это далеко не всем по вкусу. «Монгол» же ясен, красив, нравствен, профессионален. Все сошлось.
К тому же Сергей Бодров – один из немногих заметных российских режиссеров, с чьим именем не связано ничего, кроме кино. В эпоху распрей на всех уровнях это, согласимся, большое дело. А академики меж тем (в «Нике» их около 600) – люди, не лишенные обычных человеческих пристрастий, симпатий и антипатий. Кстати, ошибается тот, кто думает, что американские академики в этом смысле святее Папы Римского и на момент голосования представляют собой бездушные агрегаты, не умеющие быть субъективными. Достаточно вспомнить хотя бы историю пятилетней давности, когда номинированный в 10 номинациях на «Оскара» фильм Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка» (получивший к тому же перед тем «Золотой глобус») не выиграл ни в одной (!) номинации. Скорсезе потом еще несколько лет не могли простить фильм, показывающий, на какой крови родилась и крепчала великая Америка.
Это к вопросу о том, насколько возможно требовать от голосующих объективности и что это вообще такое – объективность. В конце концов национальная кинопремия – не суд присяжных, не судебный вердикт, требующий строгих обоснований. Хотя справедливости ради надо заметить, что «Ника» все-таки старается охватить всю годовую историю российского кино. Отчего два заметных фильма прошедшего года – «12» Никиты Михалкова и «Александра» Александра Сокурова – не попали в зону пристального внимания «Ники» – это вопрос к их создателям, снявшим картины с голосования. Правда, две статуэтки фильму «12» все же достались – Сергей Гармаш получил «Нику» за лучшую мужскую роль, Эдуард Артемьев – за лучшую музыку. Запрещать номинировать свои фильмы – право каждого. Конституцией не запрещено, Уголовным кодексом – тоже. Только вот обидчивые отказники легким движением руки смазывают картину сегодняшнего кинопроцесса.
«12» и «Александра» могут нравиться или не нравиться, но представить себе 2007 год без них нельзя. В итоге «карту» кино у нас надо складывать, как пазл для слабоумных, – берешь две премии, составляешь их аккуратненько вместе – и становится ясно, что произошло в российском кино за год.
В этом году «Ника» ввела приз за достижения в области телевизионного кинематографа, причем призы эти специальные, лауреатов выбирает совет академии. На этот раз он выбрал «Ликвидацию» Сергея Урсуляка и «Завещание Ленина» Николая Досталя. Правильный ход – обойти телекино сейчас уже невозможно, а устраивать параллельное соревнование, как это заведено на «Золотом орле», – запутаешься сам и других запутаешь. Поди разбери, где сериал, где мини-сериал, почему в одной премии надо отдельно выбирать лучших кино- и лучших телеактеров, лучших операторов кино и лучших операторов телефильма – словом, сплошное недоразумение.
Лучшим режиссером признали Сергея Бодрова, лучшим сценаристом – Алексея Попогребского, лучшей актрисой стала талантливая девочка Маша Шалаева за роль в «Русалке», лучшим актером второго плана – Леонид Броневой («Простые вещи», где у него получился дивный дуэт с Сергеем Пускепалисом, объявленным, кстати, «открытием года»), лучшей актрисой второго плана – Мария Аронова («Артистка»).
Когда-то, еще в младенчестве, «Ника» несколько лет подряд пыталась ввести дресс-код, крупными буквами чуть ли не умоляя в пригласительных билетах приходить с вечерних платьях и смокингах. Повзрослев, махнула рукой – бесполезно. И правильно: облачись «Ника» в парадные одежды – будет красиво, но не очень уместно. В 1988-м она хоть и замышлялась как национальная премия, однако больше смахивала на длинный, порой утомительный, но веселый праздник с явными элементами капустника. Сейчас «Ника» посерьезнела, капустничают здесь теперь в строго отведенное время. Но трогательность, с которой делались первые «Ники», осталась – в том, как чествуют лауреата «Ники» «За честь и достоинство», в этом году им стал Георгий Данелия. В том, как вспоминают ушедших, как прощаются с ними. Могли бы и не присуждать Александру Абдулову «Нику» за вклад в кинематограф – и без того попрощались красиво и нежно. И с ним, и с Михаилом Ульяновым, и с Кириллом Лавровым, и с Татьяной Лавровой, и с Игорем Дмитриевым, и с Лидией Смирновой┘
Многие расстроились, что «Груз 200» не получил ни одной «Ники». Напрасно расстроились. Уже сам по себе факт, что он попал в несколько академических номинаций, примечателен. Академики готовы выбирать.