Сегодня, 17 марта, завершает свою работу XI Национальная выставка-ярмарка «Книги России», проходящая с 12 марта в павильоне № 57 ВВЦ. В этом году мероприятие не было отмечено ни заметными презентациями, ни участием знаковых фигур. Похоже, весенний форум книжников все больше обретает черты рутинного мероприятия, призванного отразить и закрепить сложившийся на книжном рынке статус-кво.
Официальное закрытие назначено на 17 часов, однако практически все основные мероприятия уже позади. В этом году в весенней книжной ярмарке приняло участие около 600 издательств, оборудовавших свои экспозиции на площади более 12 тыс. кв. м (для сравнения – в XX Московской международной книжной выставке-ярмарке участвовало более 2,5 тыс. издательств, занявших выставочную площадь 32 тыс. кв. м).
Весенний форум книжников привлекает гораздо меньше посетителей по сравнению с осенней ММКВЯ и зимней ярмаркой интеллектуальной литературы «Non/fiction» – нет ни безумных очередей в кассу, ни давки около стендов. Но смущает не это, а скромность программы, отсутствие «эксклюзива» и достаточно пресный ассортимент, идентичный тому, который представлен в любом крупном книготорговом центре.
На торжественном открытии руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский сравнивал нынешнюю выставку «Книги России» с самой первой – состоявшейся десять лет назад. «Мало кто мог поверить, что она будет конкурировать с сентябрьской Московской международной книжной выставкой┘ Если десять лет назад в нашей стране было выпущено 46 тысяч наименований книг и брошюр, то в прошедшем, 2007-м, эта цифра составила около 108 тысяч!» К сожалению, Сеславинский не упомянул о том, что около 40% этих книг вышло тиражом менее 500 экземпляров.
Нынешняя выставка-ярмарка «Книги России» проходила под знаком семейного чтения. Поэтому в отличие от прошлого года обошлись без танцев полуобнаженных девиц у шеста. Зато были концерты для детей, проходили конференции и круглые столы «Семейное чтение: уходящая традиция или вечная ценность?», «Что можно и что нельзя читать детям», «Чтение – вот лучшее учение»┘ Однако сам ассортимент детской продукции огорчал однообразием. Преобладали откровенно коммерческие переводные книжки. Детских книг российских авторов почти не было!
Не было недостатка в эзотерической литературе. На соответствующий лад посетители настраивались уже на входе, получая бесплатный номер газеты «Каббала сегодня». Было много аудиокниг и других мультимедийных изданий. А на стенде с названием «Будущее России» продавалась парфюмерия.
О качестве книжной продукции напомнила антипремия «Абзац», которая дается «за самые сомнительные достижения книгоиздательского дела». В этом году премия «вручалась» в седьмой раз. Во всех четырех номинациях победило издательство «АСТ». В категории «Худшая редактура» была отмечена книга Оксаны Робски «Casual 2» («Сосны врезались в небо, как наточенные кинжалы, и небо истекало кровью, а я подставляла лицо под теплые капли и ловила их ртом, и чувствовала вкус»). В номинации «Худший перевод» победила Юлия Моисеенко с романом Уильяма Гибсона «Страна призраков» («слегка неправильный квадрат дороги и белые знаки вокруг нее», «платоническая идея коврика» и т.д.). В номинации «Худшая корректура» блеснула книга Нила Геймана «Хрупкие вещи» (по ходу повествования «старуха жует сырой шарф», хотя в оригинале был «фарш»). Главную награду – «Полный абзац» – получила Лена Ленина за книгу «Sexual, или Как соблазнить любого мужчину». Жюри премии посчитало, что целые страницы этого произведения позаимствованы из книги американки Лейл Лаудес «Как влюбить в себя любого».
Были на ярмарке и отличные книги: первый том 35-томного ПСС Антона Чехова, сборник документов «Сталинские премии: две стороны одной медали» (премия эта начислялась из личных гонораров Иосифа Сталина за публикацию книг и статей, так что, выходит, Александр Солженицын, учреждая собственную премию, повторял действие ненавистного ему тирана). Еще не поступило в продажу, но было представлено на выставке-ярмарке роскошное издание текста пьесы Евгения Гришковца «Дредноуты» – в форме замыкающегося резиночкой небольшого альбома с множеством иллюстраций┘
Похоже, «Книги России» подтверждает существующий на книжном рынке расклад – доминирование нескольких крупных издательств, навязывающих читателям свою литературу по принципу: не спрашивайте, чего хочет читатель. Покажите ему книгу, и он будет знать, чего ему хотеть.