«Еще одна из рода Болейн» – первое «большое» кино Джастина Чедвика – раньше он снимал только сериалы. Сериальные навыки он перенес и в этот фильм, поэтому история Анны Болейн и ее сестры Мэри получилась гораздо смешнее, чем наверняка была в жизни.
Жили две сестрички Болейн – Мэри (Скарлетт Йоханссон) и Анна (Натали Портман). Одна беленькая, другая черненькая. У одной взор был чистый, у другой – лукавый. Одна хотела любви, другая – власти. Одна была добрая и преданная, другая – злая предательница. Одна, пройдя всяческие трудности, полюбила хорошего человека и прожила с ним всю жизнь. Другая, пройдя всяческие трудности, нагадила людям и целой стране и закончила жизнь под топором палача.
Примерно так. «Еще одна из рода Болейн» – очередная версия истории Анны Болейн, жены Генриха VIII Тюдора, матери великой королевы Елизаветы, заставившей короля разойтись с королевой Екатериной Арагонской, порвать с Ватиканом, казнить множество народу и в итоге – самой обвиненной в измене. С изменниками разговор у короля был короткий. Наверняка гораздо короче, чем фильм. Фильм, надо сказать, уморительный. Впрочем, если знать, что режиссер Джастин Чедвик ничего, кроме сериалов, раньше не снимал, то становится понятным его стремление во что бы то ни стало поделить героев на добродетельных и злодеев, заставить их менять наряды каждые три минуты, снимать черных всадников на фоне синего неба и предписать актерам играть как можно хуже, без полутонов.
История умалчивает о том, была ли Мэри младшей сестрой Анны или старшей, но авторы сделали ее младшей – так требовал замысел. Беленькая маленькая тихоня Мэри умудрилась обойти старшую жгучую красавицу Анну, сначала выйдя замуж раньше, потом уведя из-под носа Анны самого короля. Собственно, невеселая история Анны Болейн, согласно сюжету, начинается с желания отомстить сестре.
У режиссера, очевидно, серьезный счет к феминисткам. Анна Болейн в исполнении Натали Портман – одна из первых стихийных феминисток, и феминизм ее выражается по большей части в поразительной развязности, с которой она беседует с королем. Если бы она вдруг достала папироску, махнула стакан водки и открыла томик Маркса – никто бы не удивился. То, что Анна была умна, образованна и по-настоящему коварна – а иначе стать ли ей королевой Англии? – тут особо в расчет не берется. Наглая девка – только и всего. А король – он, в общем, парень неплохой, только немного слабохарактерный. Он даже вполне себе благородный, а то, что королеву выгнал, с Ватиканом рассорился, Томаса Мора и еще, как говорят, примерно 73 тысячи человек положил – это все девка виновата. С кем не бывает?.. Зато Генрих Тюдор все время выразительно гладит подбородок, обхватывает голову руками и смотрит в потолок остановившимся взглядом. Переживает, значит.
Вообще нравы при дворе, конечно, были безобразные – измены, интриги, коварство. Девицы опять же развратные. Зато изъяснялись, судя по всему, изысканно. Настолько изысканно, что неподготовленному человеку и не понять сразу. «Ты развратная дрянь!» – кричит разъяренный Болейн-старший. – «Твой брак был консумирован!» – «Помилуйте, отец, мой брак не был консумирован!» – оправдывается дочь. Зрители, пришедшие после работы полюбоваться на костюмы средневековой Англии да на красавиц, начинают чесать в затылке. Что это за брак такой – консумированный? Термин такой и правда есть, он означает «довершение брака», то есть наличие половых отношений между супругами. Термин термином, но не всем церковные термины ведомы. Лучше бы попроще как-нибудь. Тем более при таком расцвете феминизма, что, оказывается, царил при дворе Тюдоров.
Снимал бы Чедвик и дальше свои сериалы. Это у него неплохо как раз получается. Но нет – в большое кино потянуло. А мораль вполне житейская: не выпускай мыло из рук – можешь поскользнуться.