Окопная правда?
Кадр из фильма «Мы из будущего»
Фильм Андрея Малюкова «Мы из будущего» вырвался в лидеры проката минувшего уик-энда на территории СНГ и вошел в десятку самых кассовых фильмов месяца наряду с развлекалочками вроде «Иронии судьбы. Продолжение», «Самого лучшего фильма», «Сокровища нации», «Золотого компаса», «Чужих против хищника», «Астерикса на Олимпийских играх»┘ Из всех этих лент картина «Мы из будущего» – единственная, претендующая на осмысление некоторых сторон российской действительности и на выдачу рецепта от тотальной безнравственности.
Если бы такого понятия, как «патриотическое воспитание», не было, его все равно бы выдумали. Собственно говоря, так и сделали. Весомая, грубая и зримая советская власть внесла в жизнь понятия-фантомы, объяснять которые можно только бесконечными круглыми фразами. А чтобы не закатились по углам, надо поддерживать их наглядной агитацией. Вот, скажем, патриотическое воспитание. Оно начинается там, где кончается воспитание вообще. Воспитанному человеку не надо напоминать, что родину надо любить, и объяснять, за что любить.
Когда о патриотическом воспитании говорят власти, это значит, что в государстве не все ладно. Когда на помощь власти в деле патриотического воспитания приходит искусство, это означает, что не все ладно в этом искусстве.
По сюжету четверо приятелей – Борман (Данила Козловский), Чуха (Дмитрий Волкострелов), Спирт (Андрей Терентьев) и Череп (Владимир Яглыч), – так называемых черных копателей (тех, кто роет поля военных сражений, чтобы потом продавать найденные там «трофеи» – ордена, медали, знаки отличия, каски и пр.), переносятся в 1942 год, в те дни и в те места, где шли интересующие их сражения. Они знакомятся с людьми, чьи останки нашли на поле, ходят в разведку, мечтают вернуться обратно, один крутит сумасшедшую любовь с медсестрой (зная, что совсем недавно нашел ее скелет в заваленном блиндаже), бегают в атаку, но вовремя переносятся домой, в XXI век. Можно догадаться, что герои вернулись духовно и душевно перепаханные, а о любимом деле – осквернении могил – и думать забыли.
Великая Отечественная в фильме очень хорошенькая на вид и сладкая на вкус. Мудрый и ласковый старшина (Борис Галкин), каждую свободную минуту следящий, чтобы бойцы не простудились. Красивый душевный лейтенант (Даниил Страхов), оберегающий любимую медсестру. Медсестра (Екатерина Климова), поющая романсы, завернувшись в шаль. Четыре подонка из будущего, увидев все это, мгновенно перевоспитываются. Особенно чудесно перевоспитание одного из героев – убежденного скинхеда со свастикой на плече. Вернувшись в XXI век, первое, что он начинает делать, – соскребать татуировку.
Жуть от фильма берет нешуточная. Дело даже не в неожиданной симпатии к скинхедам-гробокопателям. Пугает легкость, с которой авторы фильма берутся решать больные проблемы. В стране, кровоточащей от скинхедовских выходок, полушутя советовать, как залечить эту рану, – безответственно как минимум. Плакатными росчерками выписывать игрушечный рецепт перевоспитания ублюдков – «в армию их, на войну – там людьми станут» – замечательно укладывается в рамки объявленного новым президентом России нового витка патриотического воспитания. Серьезно отрекламированный, выпущенный в количестве 472 копии фильм значится в лидерах кинопроката и, стало быть, не в одну юную голову заронил несколько «своевременных» мыслей. Например, что, если очень хочется, можно немножко побыть скинхедом – придет фея и перевоспитает. Можно и братские могилы поосквернять – невесть откуда взявшаяся волшебная палочка легко избавит от этой несимпатичной привычки. Напоминает рекламу антиалкогольных и антинаркотических препаратов: пейте, колитесь, ничего не бойтесь – у нас есть пилюли, которые в любую секунду избавят вас от зависимости.
Учитывая, что «Мы из будущего» – проект телеканала «Россия», то, похоже, нам опять предлагают вернуться к транквилизаторам из госаптечки: сглотнул – и, оказывается, страна практически здорова.