В течение месяца на этом месте висел плакат, призывающий непременно посетить экспозицию.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Выставка Михаила Рогинского «Москва – это прежде всего», которая должна была проходить в Музее личных коллекций на Волхонке с 5 марта по 20 апреля, отменена.
Москвичам должны были показать так называемый московский цикл, созданный в Париже с 1995 по 2001 год. В 90-е авангардист и поп-артист Рогинский (1931–2004) вернулся к чистой живописи, сохранив дух нонконформизма. Экспозиция должна была продемонстрировать необычного Рогинского с пронзительно лиричным и документальным видением Москвы. Сероватые и фактурные окна, трамваи, фонари и дороги были разосланы в электронном виде прессе и появились в иллюстрациях к анонсам вернисажа. Но организаторы и наследники так и не смогли договориться.
Отмена масштабной выставки за три дня до ее открытия беспрецедентна. По данным «НГ», музей не счел возможным участвовать в финансовых разногласиях наследников художника. «Миша был сложным человеком, но хорошим, – сказал «НГ» один из друзей Рогинского, пожелавший остаться неназванным, – он бы в этой ситуации просто стукнул кулаком по столу, и проблема была бы снята. Все это деньги».
Куратор выставки Анна Чудецкая пояснила, что музей стал заложником имущественной неразберихи. Рогинский умер четыре года назад. До сих пор имущество не поделено между наследниками. Права на его движимое и недвижимое имущество должны принадлежать второй жене Нане Рогинской, которая постоянно живет в Париже, и сыну от первого брака Александру, который живет в Москве. Но опекуны московского наследника решили использовать момент проведения выставки для заявления о своих правах. Именно их претензии и помешали проведению выставки. «Музей в данном случае – пострадавшая сторона, – сказала Анна Чудецкая. – Для нас это первый случай, когда договориться с партнерами не удалось. Обычно такие вещи строятся на доверии сторон, потому что музей не суд, а искусствоведы не адвокаты. Нам было жаль разбирать собственными руками все, что было сделано и, проработав над этим год, так никому ничего и не показать. Выставка планировалась в цикле экспозиций художников, в 70-е покинувших страну, в прошлом году мы выставляли Оскара Рабина. Михаил Рогинский и его поздние работы были также очень важны».