Инстинкт материнства приходит к девушкам лишь в кино.
Кадр из фильма
Фильм Джесона Рейтмана «Джуно» номинировался на последнего «Оскара» в четырех номинациях – лучшая женская роль, лучший режиссер, лучший сценарий и лучший фильм. Статуэтка досталась сценаристке Дьябло Куоди, удивительно точно и умно описавшей молодость и взросление.
Девочка по имени Джуно (Эллен Пейдж) 16 лет от роду забеременела от одноклассника. Делов-то┘ Для киносюжета, разумеется. Сейчас по законам жанра мальчик плюнет в ее сторону, а потом сильно пожалеет, девочка сначала пойдет на аборт, но инстинкт материнства вернет ее обратно, и она родит здорового малыша на радость сменившим гнев на милость родителям. И, став молодой мамашей, по ходу дела найдет настоящую любовь.
Впрочем, было бы все именно так, сценаристка Дьябло Коуди вряд ли получила «Оскара» за лучший оригинальный сценарий. Дебютантка в кино, вчерашняя стриптизерша Коуди написала веселый, умный и в меру циничный сценарий о взрослении, настоящем, невеселом, которое приходит не с рождением розовощекого карапуза, а с чередой разочарований и потоками слез.
Забеременев, Джуно почти мудро решает не избавляться от плода, а родить здорового ребеночка и отдать бездетной любящей паре. Желательно идеальной. Такая пара находится, они заключают контракт, и девочка радостно ждет ребенка, ничуть не смущаясь ролью суррогатной матери. Вот, кажется, сейчас, еще секунду – и она, в очередной раз рассказав подружкам, как вертится малыш в животе, задумается и решит оставить ребенка себе. Ничуть не бывало. Инстинкт материнства где-то бродит, да, собственно, в таком возрасте он и приходит к девушкам лишь в кино. Поэтому Джуно и ее дружка-инфантила (который, кстати, не плюнул в ее сторону, а просто по молодости переложил ответственность на девушку, но остался преданным другом) больше заботит качество пончиков в соседней лавке, чем вся эта катавасия с дитем.
Впрочем, счастливое заблуждение «Жизнь такая, какой мы ее хотим» быстро проходит. Идеальная пара раскалывается, рожать трудно, отдавать ребенка жалко, жизнь стремительно теряет розовый цвет, становясь сначала черной, потом уныло серой. Ребенка Джуно никогда не увидит┘ Не слишком ли высока цена за взросление?
Номинант «Оскара» за лучшую женскую роль Эллен Пейдж обладает той счастливой внешностью, с какой можно одинаково удачно сойти и за красавицу, и за дурнушку – был бы талант. Эллен не просто талантлива – она необычайно виртуозна. Взрослым кажется, что молодость лишена нюансов, что ей по плечу делить мир и людей на «то» – «не то», на «нравится» – «не нравится», на радость и горе, дружбу и вражду. Середины нет. Эллен Пейдж поначалу показывает нам свою героиню именно в таком – без оттенков – состоянии молодости. Но шаг за шагом, кадр за кадром появляются словно новые отметки, новые зарубки в сознании. Актриса аккуратно и уверенно вводит нас в мир своей героини, и вот прямо на глазах у зрителя происходят удивительные метаморфозы. От резкости и неприятия полутонов девушка приходит к началу женственности, к мудрому пониманию закона золотой середины. Эллен Пейдж еще получит своего «Оскара», будьте уверены.
30-летний канадец Джейсон Рейтман снял фильм так, словно где-то совсем рядом за кадром все время светит невидимое солнце. Даже несомненный грех озаряется этим солнышком – потому что грех, глупость, легкомыслие, по «Джуно», – те необходимые ступени, которые человек не может обойти, карабкаясь к истинному понимаю добродетели. Дьябло Коуди, прошедшая огонь и воду, с татуировкой чуть ли ни в полтела, очень четко проговаривает в сценарии мысль о невозможности добродетели в чистом и первозданном виде. Собственную добродетель надо заслужить собственным грехом.
Такая мысль успокаивает. Значит, и у нас не все потеряно.