Двести лет – таков возраст оркестра Академического, бывшего – Императорского Малого театра. Этот юбилей отметили в филиале на Большой Ордынке, причем участвовала в торжествах почти вся труппа Малого.
Немногие драматические театры могут позволить себе такую роскошь, как симфонический оркестр, но Малый без живой музыки по-прежнему немыслим. Два века назад был опубликован «Штат Императорских театров», где впервые было официально заявлено об оркестре. В те времена на сцене Малого театра шло множество музыкальных спектаклей – не только водевилей, но и опер, и балетов. Малый и Большой театры в те годы были единым творческим организмом – и, что немаловажно, сообщались между собою подземным ходом – для удобства артистов, успевавших играть и там, и здесь. И даже открытие самого здания Малого театра в 1824 году было ознаменовано музыкальным представлением – балетом на музыку Верстовского «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря».
Но что говорить о делах давно минувших дней! Ведь и сегодня оркестр – полноправный участник жизни. Живая музыка звучит во многих спектаклях – музыканты иногда играют за кулисами, иногда выходят на сцену – скажем, в «Мнимом больном» или в «Любовном круге». В этих случаях им приходится совмещать основную профессию с актерским ремеслом – впрочем, похоже на то, что оркестрантам это «совмещение» нравится, и они с удовольствием надевают причудливые костюмы и пышные парики.
Юбилейный концерт оркестра стал не просто музыкальным вечером, но знаком театрального братства. Немалую часть в переполненном зале составляли работники многочисленных цехов и мастерских Малого. Звучали знакомые, любимые с детства мелодии Глинки, Чайковского, Штрауса, Гершвина (дирижер и художественный руководитель оркестра – Владимир Семкин). Вспомнил давнее родство и Большой театр – в рамках концерта выступил его солист Петр Глубокий. Он исполнил арию Ивана Сусанина и романс Малашкина «О, если б мог выразить в звуке┘». Произведения Вивальди, Пьяццолы, Дебюсси позволили солистам оркестра – Татьяне Арутюновой, Гульфире Саитовой, Валерию Медведеву – продемонстрировать свое мастерство. Большой успех имела и ученица Гнесинской школы и лауреат международных конкурсов Александра Соломина, исполнившая в сопровождении оркестра знаменитый концерт Грига.
Драматические артисты охотно поддержали своих товарищей-музыкантов, как в былые времена, когда по телевизору шли концерты «Поют артисты театра и кино». Конечно, были исполнены фрагменты из водевиля «Таинственный ящик», который идет в постановке Юрия Соломина в Малом уже несколько лет. Полузабытый жанр, легкий и наивный предшественник оперетты, был возрожден на сцене Малого. Артисты Алексей Фаддеев и Варвара Андреева, признали все, обладают прекрасными голосами, Александр Клюквин – выразительностью пения, Эдуард Марцевич – молодым задором. Кстати, «Таинственный ящик» – единственный спектакль театра, где оркестр в полном составе появляется на сцене.
Потом Ольга Пашкова спела «Все стало вокруг голубым и зеленым», Светлана Аманова – «Мне нравится, что вы больны не мной┘». И, конечно, Ирина Муравьева, которая исполнила песни «Надежды крашеная дверь» и «Гололед». Все, что так любят в ее героинях, она сыграла в этих песнях – мягкое обаяние, женственность, доброту, юмор, душевную теплоту.
Напоследок оркестр повеселил публику весьма артистичным исполнением сочинения Иоганна Штрауса «На охоте». Дирижер Владимир Семкин несколько раз палил из пистолета, чем вызывал в зале веселое оживление. А как иначе? В драматическом театре и музыка должна быть с драматическим сюжетом.