Алексей Ратманский хочет какое-то время быть свободным художником.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
В Атриуме Большого театра прошла пресс-конференция, на которой руководство обещало объявить свои планы на следующий, 233-й сезон. Однако все, кто пришел, ждали разрешения главной интриги, будоражившей театральную общественность всю прошлую неделю: кто возглавит триумвират в новой системе руководства балетом Большого театра. Карты открыты: с 1 января 2009 года главным в области балета в Большом станет Юрий Бурлака.
По табличкам, расставленным перед началом пресс-конференции на столе президиума, понять, что за тайну скрывает руководство Большого, было нельзя: Маквала Касрашвили, Александр Ведерников, Анатолий Иксанов, Катерина Новикова, Алексей Ратманский... В балетных планах на следующий сезон – три новых спектакля: «Коппелия» в реконструкции Сергея Вихарева (он? Вряд ли...), «Русские сезоны» в постановке Ратманского (он уходит и одновременно остается главным приглашенным), наконец, Гран па из балета «Пахита». Юрий Бурлака. Он? С Ратманским вместе они сделали «Корсара»... Но ведь было известно, что руководство Большого консультировалось с ведущими театрами мира...
В десять минут первого руководители театра заняли места в президиуме и началась традиционная пресс-конференция. Анатолий Иксанов, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Алексей Ратманский... Все – о намерениях, гастролях, концертах... Сезон вновь начнется на Новой сцене, историческое здание намечено открыть осенью 2009 года (пока подтверждаются все планы и, в частности, ноябрьские, 2009 года, гастроли на исторической сцене хора и оркестра Ла Скала). Четыре новых спектакля. В сентябре в Париже «Евгением Онегиным» в постановке Дмитрия Чернякова откроется новый сезон Парижской оперы (это – событие!), а в 2009 году Большой театр закроет сезон Ла Скала. Из шести спектаклей в Париже один запишут на DVD, один будет транслироваться телеканалом ARTE. В планах на следующий сезон – празднование юбилея Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, 70-летия Юрия Темирканова, работа с дирижерами Владимиром Юровским, Владимиром Ашкенази и Геннадием Рождественским. 24 апреля Ведерников выпускает «Сказание о невидимом граде Китеже» в Италии, в г. Кальяри, это совместная постановка Большого и оперного театра этого города, 10 октября – премьера спектакля в Большом.
Наконец, вопросы. Первый – о Григоровиче: Анатолий Иксанов, откликаясь на нашу публикацию, заметил, что Григорович не возвращается в Большой, что, мол, он из Большого не уходил. Подтвердил, что Юрий Николаевич будет следить за состоянием своих балетов: надеемся, сказал гендиректор Большого, в 2009 году откроется основная сцена и предстоит очень много работы по возвращению на нее классических балетов: «Нужна будет мудрая рука хореографа».
И – наконец! – о назначении руководителя балета. Выбирая, Анатолий Иксанов исходил, по его собственным словам, из: 1) «для меня было важно, чтобы это был именно преемник Алексея Ратманского»; 2) внимание и понимание этим новым человеком отечественной и зарубежной балетной классики; 3) сохранение вектора движения с идеей поиска новых звезд; 4) чтобы это был «человек порядочный, честный и преданный своей профессии», ставил интересы театра выше личных. И это – Юрий Бурлака.
Официально он будет представлен осенью, на сборе труппы. Господин Иксанов сказал, что около года уговаривал Ратманского не уходить и что контракт с Бурлакой, как и со всеми, будет заключен на три года. По словам же Ратманского, он пока решил какое-то время побыть свободным художником.