В последних числах февраля на Новой сцене Большого театра балетные труппы из Перми, Новосибирска и Петербурга представили своих номинантов на «Золотую маску». С чего это наших балетных на античность потянуло? Янус их знает, а только куда ни кинь, сплошная мифология.
Уникальный проект – «Хореография Джерома Роббинса» – осуществил Пермский театр оперы и балета, впервые в России добившись от Фонда Роббинса разрешения включить в репертуар произведения соратника Баланчина по New York City Ballet и оскароносца за «Вестсайдскую историю». Откомандированные фондом балетмейстеры-репетиторы Барт Кук и Мария Калегари поставили одноактные «Концерт» на музыку Фредерика Шопена и «Времена года» на музыку Джузеппе Верди. Сюжет «Концерта» прост. Зрители собрались послушать пианиста и размечтались. Супруг – о том, как прирежет наконец-то свою половину и найдет ей замену. «Замена» – о том, как бы стать бабочкой. Модница примодняется. Кто-то стучит соседу по голове. И лишь Балерина наслаждается музыкой. Да так, что будь рояль существом одушевленным, подал бы в суд за сексуальные домогательства. В конце концов встал пианист и всех разогнал. Получилось смешно. Хотя комедия в балете – жанр редкий и рискованный.
«Времена года» – выбор еще более дерзкий. Приятно, конечно, узнавать реминисценции из «Вальпургиевой ночи» Леонида Лавровского. Но ведь аллегорический дивертисмент из жизни отдыхающих богов и сатиров искрометный Роббинс создавал для таких виртуозов, как Михаил Барышников, Патрисия МакБрайд, Сара Саланд, Питер Мартинс, Сьюзен Фарелл. Стоит ли с ними состязаться? Однако если и можно чего-то достичь в этой жизни, так только мечтая о недостижимом.
В отличие от балетов Роббинса, рассчитанных на индивидуальности (за исполнение партий Весны и Балерины на «Золотую маску» выдвинута Ярослава Араптанова), «Шепот в темноте» Новосибирского театра оперы и балета – спектакль ансамблевый и частных номинаций не предполагает. Руководитель труппы Игорь Зеленский пригласил хореографа Эдварда Льянга, полагая, очевидно, что молодым небесполезен разнообразный опыт выпускника Школы американского балета, бывшего солиста New York City Ballet и Нидерландского театра танца, работавшего чуть ли не со всеми хореографами современности и много чего в этой работе почерпнувшего. Шестеро юных «классиков» отважно штурмуют высоты contemporary dance под атмосферную музыку Филипа Гласса. Ни рогов, ни копыт у них не наблюдается, однако ж, по признанию Льянга, и он, когда ставил «Шепот в темноте», увлекался античной мифологией.
Эти мотивы оказались близки и Мариинке, выставившей на конкурс реконструкцию анакреонтического балета Мариуса Петипа и Льва Иванова «Пробуждение Флоры». Тут уж и сатиры, и фавны, и сильваны, и вакханки. И весь сонм олимпийских богов. На «Золотую маску», правда, номинированы только хореограф Сергей Вихарев и исполнительница партии Флоры Екатерина Осмолкина.
Родившись на сцене императорского театра в 1894-м, лет через двадцать с гаком красавица вместе со всей империей уколола пальчик и канула бы в небытие. Если бы не добрая фея, а вернее, танцовщик-эмигрант Николай Сергеев, чьи записи хореографического текста поныне хранятся в Театральной коллекции Гарвардского университета. В роли прекрасного принца столетие спустя выступил известный своими реконструкциями Сергей Вихарев со товарищи – дирижером Павлом Бубельниковым и художниками Михаилом Шишлянниковым, Андреем Севбо, Ириной Коровиной и Владимиром Лукасевичем, восстановившими шедевр Петипа–Иванова на основе гарвардских нотаций, а также записей композитора Риккардо Дриго и сценографических материалов Михаила Бочарова и Евгения Пономарева из петербургских хранилищ. Если поцелованная Вихаревым несколько лет назад аутентичная «Спящая красавица» очнулась все же несколько погрузневшей, то красавица Флора – чистейшей прелести балетный образец – пробудилась легка, грациозна и стильна, как и полагается богине цветов и весны.
Реконструкции вообще увлекают наших балетных все сильнее. Во всяком случае среди претендентов на «Маску» в разделе «Лучший балетный спектакль» их три: помимо «Флоры» воссозданные в Большом театре «Корсар» и «Класс-концерт».
Нынешний конкурс принес еще две новости. Со свежими идеями в области балета у нас туговато: среди номинантов оригинальный отечественный продукт лишь один – «Чайка» Бориса Эйфмана. Зато из девяти претендентов на Национальную премию пять созданы западными хореографами: стало быть, достижения планеты всей осваиваем успешно.