0
812
Газета Культура Интернет-версия

26.02.2008 00:00:00

Как важно быть серьезным

Тэги: оскар, кино, михалков


оскар, кино, михалков «Жизнь в розовом цвете» для Тильды Суинтон, Марион Котийяр и Хавьера Бардема.
Фото Reuters

В воскресенье вечером в Лос-Анджелесе стали известны лауреаты юбилейного, 80-го «Оскара». Российское кино – «12» Никиты Михалкова и «Моя любовь» Александра Петрова – осталось без наград.

Главная борьба развернулась между Коэнами и Полом Томасом Андерсоном, чьи картины «Старикам тут не место» и «Нефть» соответственно были выдвинуты по одинаковому и наибольшему количеству номинаций. Поклонники «Нефти» остались разочарованными – фильм победил всего в двух номинациях: мужская роль и операторская работа. Впрочем, за эти две номинации ревнители фильма Пола Томаса Андерсона могли быть спокойны – Дэниел Дэй-Льюис мог не победить только по чистому недоразумению, а что касается операторской работы – то в «Нефти» камера сама по себе настолько точна и выразительна, что моментами было желание отключить звук и только смотреть.

Интересно, что по выходе фильма «Старикам тут не место» многие тут же пустились в сравнения этой ленты с коэновским же «Фарго», в 1997 году получившим «Оскара» как лучший фильм. Та же безысходность, та же уверенная победа зла вопреки всему. В «Фарго» главным проводником добра была беременная дама-полицейский на девятом месяце, в «Стариках...» – сильно сдавший полицейский, без пяти минут пенсионер, с явно наметившимся склерозом, усталостью и душевной ленью.

«Нефть» – кино броское и сильное, с мощной и эмоциональной режиссурой, высокого класса драматургией. Но если «Старикам тут не место» для Коэнов – новый поворот в их творчестве, еще более отточенная режиссура и новая грань фирменного коэновского стиля, то в «Нефти» Пол Томас Андерсон не смог подняться на высоту, на которую уже поднялся, сняв оскароносную «Магнолию». На остальных конкурентов Коэнов и Андерсона особо никто и не ставил: «Джуно» Джейсона Рейтмана – фильм отличный, умный, но по оскаровским меркам скромный, «Майкл Клейтон» Тони Гилроя – честный, но скучный, «Искупление» Джо Райта – пристойно, но тухловато. Приятно, что в очередной раз провалилась расхожая версия «Золотой глобус – генеральная репетиция «Оскара», и академики в отличие от критиков не купились на виньеточное «Искупление».

Остальные «Оскары», кажется, тоже выбрали в этот раз верные пути к верным хозяевам – Тильда Суинтон («Майкл Клейтон») и Хавьер Бардем («Старикам тут не место») предсказуемо получили статуэтки за роли второго плана. Марион Котийяр («Жизнь в розовом цвете»), как считали многие, непременно проиграет Джулии Кристи («Далеко от нее») – действительно блистательной. Но – выиграла. Несколько неожиданным оказался «Оскар» за лучший оригинальный сценарий фильма «Джуно» – история беременной школьницы, решившей стать суррогатной матерью. Юная Элен Пейдж, номинированная за роль Джуно, еще наверстает свое – для этого есть все показания.

Российское кино осталось без призов. Что касается ярославского аниматора Александра Петрова (один раз «Оскара» уже получившего и номинированного в этом году в четвертый (!) раз), то шансов получить статуэтку во второй раз у него было немного. Уникальная манера живописи по стеклу, которую использует в своем творчестве Петров, в мультиках радует не всех. Америка, придумавшая Микки-Мауса, все-таки с трудом изменяет любимому рисованному мультику. Это, похоже, на уровне национального сознания. «Моя любовь» осталась безответной. Тут другое хочется отметить: силу пиара. Поднимите руку те, кто знает, что нынешняя номинация у Петрова – четвертая. То-то и оно. А ведь сам факт того, что ярославский аниматор – российский рекордсмен по количеству номинаций на «Оскар», сам по себе примечателен.

Обошли и «12» Никиты Михалкова, и казахстанского «Монгола» Сергея Бодрова. Почему последний вообще попал в номинацию – трудно объяснить. Среднее костюмное кино, каких не только в Америке, но и по всему миру не счесть.

Ясно было, что Анджей Вайда за «Катынь» «Оскара» не получит. Американские академики вообще не любят сильно вляпываться в политику, а уж портить из-за Вайды отношения с Россией – глупее не придумаешь. Вроде как приветили классика номинацией – и уже хорошо. Жаль. «Катынь» среди пяти номинантов-иностранцев – фильм самый глубокий, самый, несмотря на искусственность конструкции и некоторые драматургические недочеты, подлинный, настоящий. В нем есть то, чего остается все меньше и меньше остается в кинематографе – истинности, непридуманности чувств, вызванных не спекулятивными приемами, а исключительным профессионализмом и умением настроить зрителя на серьезное сопереживание.

С «Оскаром» за лучший фильм на иностранном языке уехал Штефан Рузовицки («Фальшивомонетчики»). Не просто большим профессионализмом надо обладать, а настоящей виртуозностью, чтобы создать на материале Холокоста качественный продукт масскульта. Сначала это получилось у Стивена Спилберга в «Списке Шиндлера», потом – у Роберто Бениньи в «Жизнь прекрасна!» В фильме Рузовицки заключенные Заксенхаузена по заданию высшего руководства рейха печатали фальшивые фунты стерлингов и доллары, чтобы подорвать экономику Британии и США.

«12», ремейк знаменитой судебной драмы Сидни Льюмета, перенесенный на российскую почву, столь заидеологизирован, что ни хорошие актерские работы, ни достоинства режиссуры не сломали ощущения плакатности и декларативности. Остается сильное послевкусие, которое и запоминается.

«Это чисто русское кино!» – заявлял Михалков в преддверии неполучения «Золотого льва» в Венеции. «Это кино без национальности!» – передумал он, получив маленького спецльва с длинным именем. «Я делаю кино для народа, а не для «Оскара», – поспешил заметить режиссер накануне «Оскара». «12» попытались сыграть и нашим, и вашим. Но даже такое по своей сути конформистское искусство, как кино, не любит игривости там, где надо быть серьезным. Да и «Оскар» слишком стар и мудр, чтобы не видеть, когда с ним откровенно флиртуют.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
694
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2427
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1623
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1250

Другие новости