0
919
Газета Культура Интернет-версия

20.02.2008 00:00:00

Первая наездница доскакала до Рима

Тэги: рим, италия, выставка


В Риме в МАКРО (такова аббревиатура тамошнего Музея современного искусства) при большом стечении народа открылась выставка московской группы АЕС+Ф. После того как эта группа представляла Россию на прошлогодней Венецианской биеннале, эта экспозиция воспринимается как нечто почти само собой разумеющееся.

МАКРО – по уже сложившейся европейской традиции и по традиции, которая складывается и в России, получил (музей, потому и получил) прописку на бывшей римской мясобойне в некотором отдалении от центра. В общем, правильно: там, где прежде орали от ужаса животные, где лились потоки крови, теперь актуальные художники творят свои безобразия. Они теперь освежёвывают пространство классических линий и традиционный художественный уклад. Впрочем, и в актуальной семье не без проблем: на выходе с вернисажа наших АЕСов каждого встречал человек, внешне похожий на беженца (этот образ «дорисовывал» или, если угодно, довершал мальчишка в шерстяной шапочке, надвинутой на самые глаза, точно сошедший с кадров афганских бедных поселений). Человек просил подписать петицию в адрес Венецианской биеннале – с тем чтобы его проект был включен в программу 2009 года. Я сослался на то, что не знаком с творчеством этого мастера, на что тут же получил от него листовку с интернет-адресом. Открыл – ну, что же, можно и так...

Что касается нашей группы АЕС+Ф (то есть Арзамасова, Евзович, Святский и примкнувший к ним впоследствии фотограф Фридкес), то они, надо признать, получили почти идеальное пространство для своей экспозиции: огромный ангар, вероятно, бывшего разделочного цеха (загоны для бедной скотины так и остались стоять – металлические ребра позади двух выставочных залов воспринимаются как вполне уместный авангардный художественный жест, впрочем, как и актуальное повторение классического «мементо море»). Белые стены, в самом центре павильона – белая же композиция, достояние московской галереи «Триумф», именно ее можно было увидеть месяца полтора тому назад среди номинантов на премию Кандинского. АЕСы тогда, правда, премию не получили, хотя, смею предположить, их «Последнее восстание», частью которой является эта самая стерильная группа, была достойна награды.

Итак, «Последнее восстание» – проект, шаг за шагом, от фотографий, представленных Московским домом фотографии на Фотобиеннале, к прошлогодней трехмерной анимации, где фотографии, смонтированные одна за другой, «снимают» и «стирают» недостающие сцены-кадры. Движения – механические, лица безмятежны, фигуры почти лишены половой определенности. Мальчики похожи на девочек, девочки-подростки лишены ожидаемых и непременных женских примет. Апофеоз войны, вернее, апофеоз Преисподней, бескровная, но тем не менее нескончаемая битва, хотя и с привкусом детских страхов 60–70-х годов, когда по обе стороны океана готовились и ждали атомного Апокалипсиса и готовились жить после...

Ольга Свиблова, куратор и нынешней экспозиции, как и прошлогодней на Венецианской биеннале, говорит, что мечтала показать АЕСов в МАКРО, но директор музея, в общем, не имевший ничего против, переносил дату «на потом», а на прошлогодней биеннале, когда подряд пришли приглашения сразу от пяти музеев, подошел к Свибловой и предложил вставить экспозицию в план 2008 года. К слову, есть нечто символическое в том, что Дом фотографии одновременно с авангардными АЕСами открыл еще две выставки – не менее авангардного и визитнокарточного для МДФ Александра Родченко – в Лондоне (продлится до конца апреля) и выставку пиктореализма – в Стамбуле.

Каждого, кто придет сейчас в МАКРО, у входа (над парадными воротами по-прежнему высится бык, усмиряемый тореадором) встречает вполне себе мирная скульптура группы АЕС+Ф – восточная красавица верхом на динозавре. Да, скифы мы, да, азиаты мы... «Первая всадница», черный сверкающий пластик режет глаз на солнце и передает все краски ночи, как только близится вечер. Смотрится здорово – во дворе, где раньше нечеловечески кричали животные (от животного ужаса...), живой такой динозавр. Жизнеутверждающее зрелище.

Рим–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1447
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1650
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1763
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4069

Другие новости