С момента завершения 13-го Международного конкурса им. Чайковского прошло более полугода, а его победитель – студент Санкт-Петербургской консерватории Мирослав Култышев появился на столичной сцене в первый раз.
Соперник Мирослава Култышева Александр Лубянцев (лауреат третьей премии) уже минимум дважды выступил в Москве с сольными программами. Поговаривали, что Култышев слишком чувствительно отнесся к тому, что не стал абсолютным победителем – первую премию жюри решило не присуждать, и замкнулся в себе. Так или иначе, пианист предстал пред очами своих московских поклонников и выступил с Третьим концертом Рахманинова в абонементном концерте Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова.
По приглашению ГАСО в этом концерте выступил еще один музыкант из Санкт-Петербурга – молодой дирижер Василий Петренко, достаточно хорошо известный и в родном городе, и за его пределами, но московской публике незнакомый. Карьера Петренко складывается весьма успешно – несмотря на юные (для дирижера) годы, сегодня он занимает пост главного дирижера Ливерпульского королевского филармонического оркестра, с ним заключило контракт крупное западное продюсерское агентство, его записи регулярно обсуждаются в британском журнале Gramophone, как следствие – приглашения на фестивали и в ведущие оперные театры Европы.
Сказать при этом, что Петренко поразил какой-то выдающейся интерпретацией концерта Рахманинова или Четвертой симфонии Чайковского, затруднительно. Особенно если учесть, что в его руках был не заштатный оркестр, где приходится устраивать групповые репетиции с разучиванием партий, а один из ведущих российских оркестров, в репертуаре которого значатся оба заявленных опуса, – бери и лепи что хочешь. Петренко слепил качественную постройку (к финалу, заметим, все более и более привлекательную), но не наполненную ни индивидуальностью трактовки целого, ни заманчивостью частных деталей.
Еще менее интересным в его интерпретации выглядел концерт Рахманинова – дирижер не вышел за рамки аккомпанемента. Впрочем, ничем особенным не поразил и Мирослав Култышев. Похвально, конечно, что в свои двадцать с небольшим он одолел такую глыбу, как Третий концерт, но Рахманинов, как это ни странно, оказался совсем не его композитором – слишком мягко и романтично звучала эта музыка в его исполнении, в то время как от этого концерта всегда ожидаешь напряженности, мятущегося ожидания катастрофических перемен, на пороге которых и писался этот опус. Следующая заявка лауреата не менее, если не более, громкая – 1 марта в Доме музыки он без перерыва исполнит двенадцать трансцендентных этюдов Листа. А Василия Петренко уже ангажировал Национальный филармонический оркестр России – в мае он выступит в абонементе «Дирижерская элита» с Фортепианным концертом Шумана (солирует Александр Кобрин) и Второй симфонией Брамса.