А Жозе Падилья весело: он уедет из Берлина с «Золотым медведем». Кто мог ожидать?
Фото Reuters
Закончился 58-й Берлинский международный кинофестиваль, один из самых незапоминающихся Берлинале за последние много лет.
Как писал Чехов, «если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству». Если прошедший Берлинский фестиваль был откровенно слаб, это тоже неплохо, потому что не приведи Господь выбирать из полутора десятка шедевров, как это было когда-то на Каннском фестивале. И ничем хорошим тогда не кончилось, кроме скандала, – все оказались обиженными.
Результаты получились во многом предсказуемыми. Хотя даже под страхом смертной казни автор этих строк не решится объяснить, за что бразильский фильм Жозе Падилья «Элитные войска» получил «Золотого медведя». Может, жюри просто написало названия всех конкурсных фильмов на бумажках, потом их побросали в шапку, а председатель жюри Коста-Гаврас запустил туда руку. Что вытащилось, то и приросло «Золотым медведем». На вопрос, чем этот средний фильм про бразильский спецназ покорил сердца членов жюри, по-честному можно ответить только: «А почему бы и нет?» Хотя кино это вполне приличное, начиненное правильным гражданским пафосом, рассказывающее о борьбе с коррупцией и наркоторговлей в Бразилии. Вроде и не придерешься, но, посмотрев один раз, забываешь начисто.
Ясно было с самого начала, что «Нефти» Пола Томаса Андерсона главный приз не достанется. Отягощать американцев «Золотым медведем» в преддверии «Оскара» в Берлине сочли необязательным, хотя «Нефть» – картина сама по себе довольно сильная, а на фоне унылого конкурсного пейзажа выглядела просто шедевром. Но приз за режиссуру Андерсону все же дали, а вот Денни Дей Льюса поощрить за лучшую мужскую роль не сочли нужным. «Вместо него» за лучшую мужскую роль наградили иранца Резу Наджи, сыгравшего главную роль в картине «Воробьиное чириканье». Впрочем, из Андерсона и Льюиса на нынешнем Берлинале публика и журналисты сделали что-то вроде точки отсчета и качество остальных фильмов измеряли в «андерсонах». Спору нет, конкурс действительно оказался слабоват, но помимо Андерсона здесь были и другие режиссеры, как были и другие актеры помимо Дэй Льюиса. И иранец Реза Наджи из них как минимум далеко не худший. А «Воробьиное чириканье» напоминает грузинские фильмы советских времен – смешные, бестолковые, грустные и умные.
Кто был хорош безусловно, так это Салли Хокинс, уехавшая из Берлина с «медведем» за лучшую женскую роль в картине Майка Ли «Хохотушка» (Happy-Go-Lucky). Актриса, играющая в английских телесериалах и недавно сыгравшая небольшую роль у Вуди Аллена в «Мечте Кассандры», словно выплеснула наконец талант большой актрисы. Пожалуй, Салли Хокинс – настоящее и единственное открытие минувшего Берлинале. «Хохотушка» – фильм о смешной, веселой, немного нелепой молодой женщине, любящей весь мир и находящей в нем бесконечные поводы для радости. Совершенно неожиданно у фильма счастливая концовка, никого не убивают, никто не разочаровывается в жизни, ничей внутренний мир не рушится. Удивительно, но ведь и в жизни такое не редкость. Только снимать об этом, равно как писать, рисовать и петь, нынче зазорно. Добро должно быть с кулаками, друзья становятся предателями, главного героя убивают, героиня садится на героин, утраченные иллюзии, третья-четвертая-пятая мировая... По крайней мере фильм Майка Ли в России закупать для проката не собираются. Очевидно, не верят, что кино про хорошего человека, которому наконец повезло, может понравиться российскому зрителю.
Ради разнообразия могли не давать в этот раз награду политическому кино. Все настолько не сомневались, что документальная лента Эррола Морриса «Обычная процедура» что-то получит, что присуждение ей Гран-при даже не вызвало привычных диалогов о надоевшей политкорректности Берлинского фестиваля. Тем более что фильм при всей скандальности темы – пытки американскими военными заключенных в тюрьме «Абу-Грейб» – сделан драматургически безупречно, но с точки зрения эмоциональной цепляет не сильно.
Картина Анны Меликян «Русалка» получила приз ФИПРЕССИ (Международной ассоциации кинокритиков). Анна Меликян, не имевшая возможности прибыть в Берлин за наградой, через информационное агентство поблагодарила зарубежных критиков за доброжелательность и поругала заодно за недоброжелательность критиков российских, которые подвергли «Русалку» суровой критике. Вероятно, у Меликян какие-то свои, не известные нам отечественные критики. Те, кого мы знаем, картину хвалили. В любом случае место и время для сведения счетов выбрано лучше не придумаешь. Но тем не менее поздравляем.
Берлин–Москва