Музыкальный обозреватель «Независимой газеты» в моем лице выступил в непривычной для себя роли. В роли рядового слушателя. В том смысле, что на концерт я пошла не по аккредитации, а по приобретенному билету. Ощущения, скажу я вам, непередаваемые. Речь идет о концерте Дмитрия Хворостовского, после концерта с Рене Флеминг пообещавшего почаще привозить своих сценических подруг. Дело было года два назад, и вот наконец наш прославленный баритон пожаловал в столицу с Суми Йо – певицей редкого дарования.
В общем, заявка на то, что концерт должен стать одним из самых ярких событий февраля, была сделана. Если бы не выбор сценической площадки: концерт проходил в Кремлевском дворце. Ваш покорный слуга уже не раз со страниц «Независимой газеты» выступала как яростный противник представления классического искусства в уважаемых кремлевских стенах. В особенности если речь идет о больших именах. Но одно дело – слушать концерт будучи аккредитованным журналистом, другое – как наглядно показала практика – выложить за билет энную сумму. Так вот, пока Государственный камерный оркестр под управлением Константина Орбеляна и хор Академии хорового искусства безуспешно пытались изобразить бравурное шествие князей из «Млады» Римского-Корсакова, я приуныла. Потом по очереди пели оперные звезды: звучали фрагменты из известных опер. В микрофон, разумеется. И это обстоятельство, как всегда, меня крайне удручило, потому что подача звука через динамики убила все индивидуальные прелести каждого из музыкантов. И на фоне благородных арий задалась я вопросом: «Что делают здесь 5999 человек?» Потому что про одного я знала точно – опять наступила на те же грабли, да еще и билет купила. Понятно, что на подобные концерты люди ходят на других посмотреть и себя показать. Но к этой категории относится рядов десять партера от силы (кстати, главный редактор «НГ», приглашенный на концерт, предпочел провести этот вечер в обществе английского посла, и, на мой взгляд, это гораздо более приятное времяпровождение). А все остальные пришли посмотреть на Дмитрия Хворостовского и Суми Йо. Именно посмотреть, потому что слушать это было неинтересно. И тогда я подумала, что вместо того чтобы пересчитывать зря потраченные деньги на биг-маки, можно пересчитать их на нечто этому концерту эквивалентное. Ведь чтобы посмотреть на оперных звезд сегодня, в век технического прогресса, совсем не обязательно стоять час на морозе, чтобы войти в Кремль, а потом наслаждаться пением в микрофон, приправленным неаккуратной работой звукорежиссеров. Можно пойти в магазин и купить пару опер на DVD, и с таким же (если не большим) наслаждением провести время на диване. Так, стоимости билета на балкон хватило бы на парочку «родных» дисков, а уж по цене билета в партер (нет, они не были запредельными) можно и проигрыватель приобрести. И, что самое главное, удовольствие от просмотра можно повторить снова и снова.
Справедливости ради, конечно, стоит заметить, что во втором отделении я немного смягчилась, но там и репертуар был соответствующий ситуации: «Мелодия» Пахмутовой, популярные отрывки из бродвейских мюзиклов и итальянские песни как раз для Дворца съездов. Но все это уже далеко от академической музыки, а я слишком консервативна в своих взглядах на искусство. К тому же Хворостовский сделал уже не одну подобную программу, а Суми Йо, хотя она и обворожительна в джазовых экспериментах, хотелось бы послушать с ее коронными белькантовыми партиями. И непременно в естественной акустике.