0
1173
Газета Культура Интернет-версия

15.02.2008 00:00:00

Пейзаж после битвы

Тэги: кино, вайда, катынь


кино, вайда, катынь Анджей Вайда считает «Катынь» автобиографическим фильмом.
Фото Reuters

Сегодня на Берлинском кинофестивале – международная премьера новой картины Анджея Вайды «Катынь». Десятки лет на эту тему нельзя было говорить. Уже самой первой своей лентой – «Поколение» – Вайда создал польское кино и заставил мир говорить о новом феномене. В Польше его любят далеко не все: он довольно быстро отошел от романтики и принялся снимать кино жесткое (первым таким фильмом стала лента «Без наркоза»), порой безжалостное, не идя у зрителя на поводу, не заботясь о том, чтобы его понимали с полуслова, говоря со зрителем на том языке, на каком он считал нужным. Бывало, на него обижались чуть ли не всей страной. Например, взял и разрушил миф о единстве и солидарности польского народа во время Второй мировой в картине «Страстная неделя» – показал, как легко предавали от страха. В «Пейзаже после битвы» поляки предстали разобщенными, жестокими, не желающими понимать друг друга. Фильм «Катынь» пока не куплен в России. Ничего удивительного: упреки в том, что Вайда показал советских офицеров как зверских палачей, слышны уже сейчас. Хотя справедливости ради надо сказать, что советских офицеров он почти и не показывает – просто в фильме есть люди в советских погонах, которым по долгу службы приходится выполнять страшную работу. С Анджеем Вайдой на Берлинском фестивале встретился обозреватель «НГ».

– Пан Вайда, известно, что фильм о катынской трагедии вы задумали много лет назад. Стало вам легче от того, что высказались на больную тему?

– Легче? Нет, наверное, не стало. Как говорят – «многая знания – многая печали»... Катынь – это груз, который нельзя с себя сбросить, это груз, который с годами не легчает, а может быть, наоборот даже – все больше и больше сгибаешься под его тяжестью. Я еще не знал точно, что стану кинорежиссером, а уже думал про Катынь. Меня часто спрашивают, правда ли, что во многом это автобиографический фильм. Да, во многом. Но даже если бы там не погиб мой отец, я бы все равно считал его отчасти своей автобиографией – слишком тяжело эта трагедия далась стране, слишком долго еще будут страдать от нее люди. Я специально не стал снимать никаких ужасов с кровью и подробностями расстрела. Конечно, такая смерть страшна, но погибли в катынском лесу тысячи людей, а до сих пор страдают десятки, сотни тысяч, даже миллионы. В истории моей страны это одна из самых страшных трагедий, и я хотел показать через несколько судеб, как она не отпускает, как продолжают уже в мирное время погибать люди – из-за того, что когда-то был отдан приказ расстрелять 10 тысяч польских офицеров.

– Я уже слышала от некоторых: «Вайда опять ударился в политику, Вайда обслуживает идеологию...» Вы слышали такое про себя?

– Я слышал не только такое, поверьте. И еще услышу.

– Вы имеете в виду в России?

– В России? Наверное. Скорее всего от тех людей, которые считают себя патриотами. Теми патриотами, что скучают по временам Сталина и хотят возвращения Берии. Условного Берии. Но с этими людьми говорить бесполезно, они делают вид, что ничего не было, что Берия не отдавал приказа, а польские офицеры умерли своей смертью. В Польше такие тоже есть, и я уже наслушался от них, что я, мол, переврал историю, что Советский Союз не был виноват в том, что произошло в катынском лесу. Я думаю, тем, кто хочет и умеет думать, не надо объяснять, что никакой идеологии в этом фильме нет. Может, и есть, но лишь в той степени, в какой она есть в любом произведении, рассказывающем об отношениях человека с государственной машиной. Я никого не хотел обвинять, я не хотел расставлять точки над «i», я не видел своей задачи в том, чтобы те, от кого это зависит, бросились переписывать учебники истории. Возможно, я в меру своих скромных сил и талантов хотел еще раз предупредить о том, что всякая выпущенная пуля к тебе же вернется. Она не затеряется в пространстве и во времени, она заденет сначала множество людей и так или иначе сразит того, кто ее пустил. В том или ином виде сразит. Разве не расплачивался потом Советский Союз за то, что происходило по его вине? Немцы не расплачивались? Поляки?

– Кстати, о политике. Вы какое-то время были сенатором Сейма. Потом ушли оттуда и не вернулись. Почему?

– Я стал им не нужен. Совсем не нужен. Когда Лех Валенса пришел к власти и в Польше должны были пройти первые свободные выборы, мне предложили баллотироваться как человеку с именем. Нормальная практика – во власть должны идти люди пусть без политического опыта, но с именем. Я имею в виду самое начало демократии. Честный человек с честным именем – к нему будут прислушиваться. Я это понимал и решил, что, чем смогу, буду помогать новой власти. Моим конкурентом был чиновник, который главным козырем против меня во время выборов выдвинул лозунг: «Депутата должен знать всякий простой человек». Только он ошибся – меня в Польше и так простые люди знали, я много для этого сделал. И в Сейм прошел я, а не он. Но потом власть стала мутировать, и в конечном итоге превратилась в слепок общества, которое ее и создало. В такой власти для меня места нет.

– Парадокс получается: вроде вы за это и боролись – чтобы люди выбирали ту власть, в которой нуждаются. А теперь вам это не нравится. Получается, вам не нравится демократия?

– Так, так, так. Как бы не запутаться. Да нет, все просто. Именно – я боролся за то, чтобы общество могло выбирать людей, каких захочет. Но это не значит, что я должен быть доволен этими людьми, этой властью и этим обществом. Как художник я имею право на свое отношение ко всему. Впрочем, почему только как художник? Как всякий человек. Кстати, чуть ли не каждый мой фильм сопровождали упреки, что я из художника превратился в идеолога, в публициста и т.п. Я знаю: я ничего не могу изменить в обществе и в мире. Это так. Но я обязан как художник показать то, чем я недоволен, даже если у меня нет рецепта, как это изменить.

– Я помню – когда вы сняли «Человека из мрамора», многие ваши поклонники готовы были в вас разочароваться. Именно из-за того, о чем вы сейчас сказали, – из-за политизированности вашего искусства. Не удивлюсь, если и после «Катыни» такое повторится.

– Я не могу отвечать за всех, у кого нет желания понять прошлое, чтобы с его помощью повлиять на будущее. В «Человеке из мрамора» политика была ровно в той мере, в какой она нужна была мне для того, чтобы показать, как обычный, нормальный человек становится частью страшной государственной машины, ее винтиком. «Катынь», собственно говоря, тоже об этом. Я думаю, зря власти не прислушиваются к интеллигенции. Если бы хоть чуть-чуть прислушивались, многих трагедий и кризисов можно было бы избежать. Во всех странах.

– Как вы думаете – сейчас вы бы преуспели на выборах?

– У меня нет желания вернуться. Но полагаю, что теперь я бы в Сейм не прошел. Я перестал быть голосом интеллигенции, да и интеллигенция сама больше ничего не хочет, ей и голос-то не нужен. Если раньше еще что-то можно было всколыхнуть, заинтересовать, то сейчас интеллигенция словно растворилась во времени, в пространстве. Я не знаю, что она делает, чем занимается. Может, сериалы смотрит. Может, на тренажерах качается. Не знаю. Я ее почти не вижу. По крайней мере во мне у нее необходимости и нужды нет.

– Вас это, похоже, сильно расстраивает...

– Я не знаю. Вообще-то я не для интеллигенции снимаю, а просто для тех, у кого есть голова. Ну и душа, разумеется. Впрочем, нет. Не знаю. Я никогда не мог ответить на вопрос, для кого я снимаю. Может, для себя. А то, что происходит сейчас, – да, это грустно, но это не значит, во-первых, что это навсегда, а во-вторых, это совершенно закономерный процесс. Мы же хотели демократии – ну вот она. Какой бы она ни была, без нее я не смог бы снять «Катынь». Вот такой пейзаж после битвы.

– А кстати, откуда у вас в фильме Сергей Гармаш?

– Он замечательный! Я с ним познакомился в «Современнике», когда репетировал «Бесов». Я уже тогда понял, что возьму его в следующую свою картину – это актер необычайно талантливый, разносторонний, очень сильный. И очень нежный. Как раз такой, каким должен быть его персонаж – советский офицер, спасающий польскую женщину, в которую безнадежно влюблен.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
546
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2272
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1494
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1122

Другие новости