Московская филармония продолжает цикл под общим названием «Европейские виртуозы в Москве». В Концертном зале имени Чайковского выступил камерный ансамбль «Виртуозы Вены».
Коллектив этот существует уже 18 лет и объединяет ведущих музыкантов легендарного Венского филармонического оркестра. Имя это говорит само за себя – венские филармоники отличаются превосходным составом, а потому в качестве ансамблевого продукта можно было не сомневаться заранее. Тем более что уместнее этот камерный коллектив назвать не виртуозами, а скорее солистами, настолько высоко мастерство каждого из исполнителей. Но, заметим, индивидуальность в этом случае (вот она, школа Венского филармонического) не идет вразрез с коллективными ценностями: традиции ансамблевого музицирования ставятся превыше всего.
Предложенная программа балансировала на грани серьезной и легкой музыки: Пятая симфония Шуберта и симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Тиль Уленшпигель» в переложении для камерного состава с кремовой прослойкой в виде «Тарантеллы» Сен-Санса и фантазий на темы оперы Верди «Риголетто» были поданы под воздушными взбитыми сливками из популярных опусов Иоганна Штрауса (с неизменной полькой трик-трак на бис, прямо по традиции новогодних концертов в Музикферайне) и знаменитого Венгерского танца Брамса.
Основу ансамбля составляют 10 музыкантов – струнный квартет и контрабас плюс по одному инструменту из деревянных духовых и валторна. Такой, казалось бы, бедный состав тем не менее, как читатель уже заметил, не обедняет репертуар, в котором присутствуют даже опусы короля симфонического оркестра Рихарда Штрауса. Хотя эксперимент с «Тилем Уленшпигелем» можно признать только как эксперимент (ключевые фрагменты поэмы узнаются), но вряд ли результат окажется живучим – ансамблевое звучание в этом случае заметно уступает оркестровому. Чего не скажешь о Шуберте: здесь музыкантам удается найти необходимый баланс между группами, так что партитура и с таким камерным составом звучит вполне убедительно. Правда, с интерпретацией крайних частей можно было бы поспорить: в отличие от лирических тем, где ансамблю хватает мягкости и теплоты в звуке, начальные темы первой части и финала звучат несколько агрессивно, когда хотелось бы в них слышать побольше шубертовской гибкости и изобретательности. На одном дыхании прошла «Тарантелла», где по-настоящему блеснули виртуозностью солирующие флейтист Вальтер Ауэр и кларнетист Эрнст Оттензамер (основатель коллектива). Прозрачность звучания «Тарантеллы», где музыканты проявили чудеса владения ближним и дальним планом (почти как в живописи) – когда тема совершенно незаметно переходит от одного инструмента к другому, сменилась «мясистым» мощным звуком Венгерского танца. Ну а о польках и вальсах Иоганна Штрауса даже говорить неловко – кто же их исполнит еще изящнее и зажигательней, если не венцы.