0
815
Газета Культура Интернет-версия

08.02.2008 00:00:00

Под взбитыми сливками из Штрауса

Тэги: виртуозы вены, ансамбль, концерт, филармония


Московская филармония продолжает цикл под общим названием «Европейские виртуозы в Москве». В Концертном зале имени Чайковского выступил камерный ансамбль «Виртуозы Вены».

Коллектив этот существует уже 18 лет и объединяет ведущих музыкантов легендарного Венского филармонического оркестра. Имя это говорит само за себя – венские филармоники отличаются превосходным составом, а потому в качестве ансамблевого продукта можно было не сомневаться заранее. Тем более что уместнее этот камерный коллектив назвать не виртуозами, а скорее солистами, настолько высоко мастерство каждого из исполнителей. Но, заметим, индивидуальность в этом случае (вот она, школа Венского филармонического) не идет вразрез с коллективными ценностями: традиции ансамблевого музицирования ставятся превыше всего.

Предложенная программа балансировала на грани серьезной и легкой музыки: Пятая симфония Шуберта и симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Тиль Уленшпигель» в переложении для камерного состава с кремовой прослойкой в виде «Тарантеллы» Сен-Санса и фантазий на темы оперы Верди «Риголетто» были поданы под воздушными взбитыми сливками из популярных опусов Иоганна Штрауса (с неизменной полькой трик-трак на бис, прямо по традиции новогодних концертов в Музикферайне) и знаменитого Венгерского танца Брамса.

Основу ансамбля составляют 10 музыкантов – струнный квартет и контрабас плюс по одному инструменту из деревянных духовых и валторна. Такой, казалось бы, бедный состав тем не менее, как читатель уже заметил, не обедняет репертуар, в котором присутствуют даже опусы короля симфонического оркестра Рихарда Штрауса. Хотя эксперимент с «Тилем Уленшпигелем» можно признать только как эксперимент (ключевые фрагменты поэмы узнаются), но вряд ли результат окажется живучим – ансамблевое звучание в этом случае заметно уступает оркестровому. Чего не скажешь о Шуберте: здесь музыкантам удается найти необходимый баланс между группами, так что партитура и с таким камерным составом звучит вполне убедительно. Правда, с интерпретацией крайних частей можно было бы поспорить: в отличие от лирических тем, где ансамблю хватает мягкости и теплоты в звуке, начальные темы первой части и финала звучат несколько агрессивно, когда хотелось бы в них слышать побольше шубертовской гибкости и изобретательности. На одном дыхании прошла «Тарантелла», где по-настоящему блеснули виртуозностью солирующие флейтист Вальтер Ауэр и кларнетист Эрнст Оттензамер (основатель коллектива). Прозрачность звучания «Тарантеллы», где музыканты проявили чудеса владения ближним и дальним планом (почти как в живописи) – когда тема совершенно незаметно переходит от одного инструмента к другому, сменилась «мясистым» мощным звуком Венгерского танца. Ну а о польках и вальсах Иоганна Штрауса даже говорить неловко – кто же их исполнит еще изящнее и зажигательней, если не венцы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1801
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3783
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2836
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2310

Другие новости