Церемония награждения и концерт лауреатов IV Международного конкурса пианистов имени Скрябина прошли в Большом зале консерватории.
Среди трех участников финала – два представителя Московской консерватории и один – Новосибирской. Среди участников третьего тура, отмеченных званиями лауреатов четвертой, пятой и шестой степени, – представитель Казанской консерватории и выходцы из Гнесинской школы. Итак, победителем конкурса стал Георгий Войлочников (10 000 долл. и гастроли), вслед за ним идут Алексей Чернов (5000) и Дмитрий Карпов (3000). Четвертым стал Артем Абашеев, пятым – Даниил Трифонов, замыкает список лауреатов Инна Корнеева (по 1000 долл.).
Церемония закрытия проходила там же, где и финальные прослушивания, – в Большом зале Московской консерватории, предоставленном руководством учебного заведения бесплатно, так же как и Малый зал и все остальные необходимые для проведения конкурса помещения.
Заключительный концерт, как это часто бывает, стал лакмусовой бумажкой, особенно для победителя: игра Войлочникова впечатлила в самой меньшей степени, если не сказать разочаровала. Расхожее мнение о том, что музыкант, дескать, выдохся и, когда баталии позади, уже «не в состоянии» проявить себя во всей красе, не работает – как будто для всех остальных конкурс был развлечением и только для обладателя главного приза – работой. Неизвестно, какими умыслами руководствовались члены жюри и какие механизмы были приведены в действие, когда распределялись премии, – формально ни личного, ни профессионального интереса у них не было: ученики по правилам конкурса не участвовали, вероятно, из желания создать справедливое судейство, которое в результате себя не оправдало.
Очень порадовал попавший в список лауреатов семнадцатилетний ученик Татьяны Зеликман Даниил Трифонов из специальной музыкальной школы им. Гнесиных. Еще не обтесанный консерваторским «у нас так не играют» (игра по правилам слышна у представителей московских высших учебных заведений), он удивил и порадовал как раз незамутненностью и свежестью интерпретаций опусов Скрябина.
В свете заключительного концерта еще очевиднее стало преимущество Алексея Чернова – зрелого музыканта, известного интерпретатора скрябинской музыки, обладателя именной стипендии et cetera. На этот конкурс он пришел с явным расчетом на первую премию, но по решению жюри она была присуждена «свежей» крови, то есть в отличие, например, от Чернова еще ничем себя не проявившему Войлочникову, который вряд ли может встать в один ряд с лауреатами прошлых лет, возьмем хотя бы Андрея Коробейникова.
Так вот интерпретация Чернова Девятой сонаты была куда более убедительна, чем фортепианный концерт в исполнении Войлочникова, даже если не учитывать не один раз забытый текст, а обратить внимание хотя бы на прямолинейное форте в крайних частях и блеклое пиано в средней. Вот кто на самом деле отличился особенным звуком – это пианист из Казани Артем Абашев: рояль у него звучит завораживающе нежно, и, пожалуй, именно это событие станет единственным, что автор этих строк запомнит из трехчасового мероприятия, посвященного закрытию конкурса.