Лучшее в мире кино, как известно, – индийское. И в этом в очередной раз сумели убедиться гости фестиваля архивного кино, что каждую зиму проходит в Госфильмофонде России в Белых Столбах.
В немом восхищении следили зрители за кадрами первого в истории кинематографа цветного фильма «Коронация Георга V императором Индии», произведенного в 1911 (!) году. Кино это, конечно, не прямо индийское, а снято англичанами, но как был великолепен проход перед камерой индийских войск с боевыми ослами и верблюдами во главе. Завораживающее зрелище. А какой цвет!
Говорят, что боевые верблюды специально воспитывались и в охотхозяйстве российского императора в Гатчине. Однако русских верблюдов понаблюдать на экране, увы, так и не удалось, хотя организаторами была подготовлена специально хроникальная программа, посвященная императорской семье. Показали и художественный сериал, снятый к 300-летию Дома Романовых. Действие его начинается еще в Смутное время – воцарением Михаила Федоровича и прогулкой Ивана Сусанина с поляками. Интересно, что актеры, занятые в ролях царей и цариц, императоров и императриц, имеют, на наш современный взгляд, не много сходства с оригиналами, которые знакомы нам и авторам проекта по многочисленным картинам и фотографиям. Что ж, во все времена в художественном кино уместен художественный вымысел.
Без сомнения, развлекли публику и фильмы-песни, очевидные предвестники современных видеоклипов. Что вам сказать? Креативно мыслили люди в начале прошлого века. По крайней мере караоке изобретено было именно тогда, не к заслуге современным технологиям заметим.
Сенсацией стал показ картины Якова Протазанова «Морфий» («Член парламента») (1919–1922 годы). Ее впервые увидели даже самые рафинированные киноманы. Ленту для единственного в России показа любезно предоставили Римский экспериментальный киноцентр и Национальная чинетека Италии. Фильм начинали снимать в Крыму, а закончили во Франции. В главной роли занят великий русский актер Иван Мозжухин, талант которого так и зачах на чужбине. А Яков Протазанов, как известно, вернулся в Россию и прославился.
Также сенсацией стало явление Никиты Сергеевича Михалкова на круглом столе киноведов и историков кино. Сенсация не в том смысле, что состоялась некая эксклюзивная премьера, и не в том, что Никиту Сергеевича собравшиеся раньше не знали. А в том, что режиссер не всегда понимает, куда и для чего прибывает. Полагаем, не случайно круглый стол имел название «Российское кино и мировой кинопроцесс: интеграция, взаимодействие или параллельное существование». Вот это именно последнее «или» все собравшиеся сумели приметить. Напомним, что не так давно прошли церемонии вручения кинопремий лучшим картинам года. «Белым слоном» кинодостижения отмечали кинокритики, а «Орлом» – придуманная Михалковым киноакадемия. Так вот, среди номинантов не было замечено совпадений в названиях. Будто премии вручали картинам, снятым не в одной стране – России, а в неких государствах, существующих абсолютно параллельно, людьми, пребывающими в каких-то непересекающихся мирах, размышляющих о не известных друг другу проблемах, использующих разные языки, имеющих разные глаза, вкусы, этические и эстетические понятия. Итак, продолжая традицию незамечания ничего вокруг происходящего, позабыв, что в зале сидит цвет кинонауки России, Никита Михалков прочел блиц-доклад для школьников о собственной жизни в собственном искусстве как минимум, а как максимум провел занимательную встречу Михалкова с Кончаловским. Затем раскланялся и оставил почтенное собрание с любимым архивным кинематографом.