«ПАБ» – именно так, большими буквами пишется название нового театрального проекта, над которым около полугода работали в тесном сотрудничестве Театриум на Серпуховке и Музыкально-театральный центр Людмилы Гурченко. Народная артистка СССР в роли предводительницы Преисподней – уже событие, которое привлечет, думается, представителей сразу нескольких поколений. Премьера назначена на вторую половину февраля, а пока на Серпуховке состоялся «закрытый предпремьерный показ».
Вполне возможно, что «ПАБ» – не только указание на место действия мистико-политического сюжета пьесы указанных братьев. Вполне возможно, что это – еще и загадочная аббревиатура, – подумать над этим мне предложил, позвонив на следующий день после «показа», драматург Виктор Славкин. Политико-апокалиптическое... безобразие? Первое и второе слово скорее всего угаданы точно: среди главных героев пьесы – Буш, Блэр и Путин, в эпизодах выходят политики первой величины из недавнего, еще не забытого прошлого.
Хотя почти все указывает на то, что работа над спектаклем почти завершена (хотя тонкая настройка, вероятно, еще продолжится), называть увиденное спектаклем, наверное, не стоит. Спектаклю нужен режиссер, а в «ПАБе» немало запоминающихся реприз, но по всему видно, что каждый, как говорится, в своем репертуаре. Народный артист СССР Регимантас Адомайтис (он играет Буша) – в своем «приглушенном», сдержанном стиле, впрочем, как и народный артист Литвы Юозас Будрайтис (школа одна – Мильтиниса, знакомая и любимая чуть отстраненная манера), Михаил Шац (Тони Блэр) – в своем. Все узнаваемы. Все, кого знали и любили до сих пор, – по-прежнему любимы. Людмила Гурченко – да, конечно. Ее чуть высокомерный взгляд из-под длинных ресниц и с высоких каблуков (браво, браво!) впору подошел к предложенной роли (в ее исполнении даже такая «кавээношная» полушутка, как: «Канал «Вести-24» не спит... И вы не спите!» вызывает в зале дружный смех).
До сих пор Мефистофель искушал немцев, глобализация отменяет прежние границы и предпочтения, – у Пресняковых Черт в женском обличье собирает членов большой восьмерки. Не всех, но, скажем так, основных игроков, чтобы попросить их об одолжении – надо устроить и провести в жизнь Апокалипсис: «За две недели все должно быть чисто» (первое чувство – гордость: «К нам обратились! Сами не смогли...»).
Заводной сюжет! Хорошие шутки. Да, это так, шутки вправду хороши, чему порукой участие Михаила Шаца, хотя, конечно, не его одного.
Для антрепризного проекта многовато всего на сцене. Художник Адомас Яцовскис выстроил целый дом, с фасадом, на вершине которого время от времени обозначается фигура другого участника «мировой закулисы». Тот, которого всуе поминать не рекомендуется. В углу сцены – столик, за которым в тесноте, но никак не в обиде рассаживаются высокопоставленные гости. Роль президента России поручена молодому Денису Яковлеву, не раз уже выходившему в разного рода оригинальных и экспериментальных театральных проектах, но всё – на вторых ролях да в эпизодах. Без преувеличения, это – открытие.
Условность действия то подчеркивается, то отступает перед напирающей силой психологических деталей: герои-президенты выходят на сцену в детских масках на резиночках с фотографическими изображениями своих «ролей». И покидают сцену в финале – тоже в них. Все остальное время внешнее сходство неважно. А речевое, интонационное – важно.
Вряд ли Пресняковы претендовали на что-то вправду серьезное, но поговорить об этом представлении всерьез все равно можно. Сила власти и ее слабость, глобальные амбиции и полная беспомощность, когда от слов надо переходить к делу, – все как на ладони. И, в общем, изложено с юмором.
В февральском контексте премьера прозвучит как предвыборный ход. Вот только в чью пользу? Как и в театрально-политических играх Кирилла Серебренникова, наверняка не скажет никто.