0
991
Газета Культура Интернет-версия

30.01.2008 00:00:00

Время надышало на прошлое

Тэги: артстрелка, искусство, выставка, фото


Культурный центр «АРТСтрелка» вновь открыл свои ворота и двери, вслед за которыми открылась и новая серия выставок: пять проектов, объединивших фотографии и инсталляции.

Все представленное вполне самостоятельно и не увязано друг с другом общим замыслом. Однако смотреть хорошо все разом, и при этом очередность открываемых дверей несущественна. Важны пережитые эмоции, подытоженные впечатлением. Тогда, пожалуй, увиденное даже можно объединить темой путешествий во времени и пространстве. В своих фото монотонно перемещается по проводу-горизонту между двумя абстрактными «А» и «Б» Антон Литвин. По указке Максима Русакова, смеясь нелепости, зритель якобы погружается в себя и отдаляется от себя же под грохот незамысловатого «Аттракциона» в виде движущегося кривого зеркала (вспоминается шум столь же незамысловатого усыпляющего агрегата из «Завета» Эмира Кустурицы). Ходит по «Улице» в поисках скрытой красоты Даниил Зинченко и, наконец, Хайм Сокол ищет преодоления «Криптомнезии», предъявляя «Рецидивы» прошлого, на которые надышало время.

Выпадает отсюда только «Диалог Пятачка со Степашкой» Сергея Сапожникова и Романа Эсс: пламенный в действительности монолог зарубившего свинью (и даже не одну) Степашки и сопровождающие это фотографии. Монолог – ирония, имитация бессвязной неграмотной речи, состоящая из типичного набора общих фраз, пошлостей а-ля «мексиканские страсти». На снимках – нарочито брутального вида «герой» среди отрубленных окровавленных свиных голов. Сама картинка – впрочем, ненавязчиво – взывает к тени «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. Однако в отличие от голдинговского в данном случае смысл, так сказать, содеянного и главным образом даже не сделанного, а рассказанного остается туманным. Кажется, что ирония, игра с именами знакомых всем с детства персонажей, а также с заполнившими до отказа культурное пространство речевыми штампами лишена вывода – иначе говоря, заходит в тупик.

Самое запоминающееся из всего показанного на этот раз – фотографии Зинченко и инсталляции Сокола. Испытавший влияние Брессона, Пинхасова и Савельева, Даниил Зинченко (представлявший многие работы на недавней «Серебряной камере-2006») вскрывает неочевидную привлекательность окружающего пространства. Он смакует эту неочевидность, постепенно раскрываемую тайну. Свет и пар, обычные люди (как, например, в «Авоське») преображаются съемкой контражур. И увлекательные опыты с фактурой, которые также по-новому высвечивают привычное («портрет» в расколотом зеркале или наслоение отражения на стекле и тени на стене, внешнего пространства и интерьера).

Хайм Сокол, представивший, пожалуй, самый концептуальный проект, следует по задворкам памяти за бесценными объектами: теми, что ничего не стоят и в то же время не покупаются ни за какие богатства. Автор вступает в разговор со старыми вещами и с самим временем (недаром оно фигурирует в описании техники объектов), провоцируя их поделиться воспоминаниями о прошлом, которое было в действительности или которое лишь придумывается-«вспоминается», но становится неотделимым от некогда бывшего. Если нет вещественных воспоминаний, нет доказательства прошлого – приходится все это конструировать. То, что нельзя сохранить как вещь, – например, содержание писем, фразы, имеющие значение лишь для конкретного человека, – Хайм Сокол стремится вещью сделать. «Бумажный» самолетик из тетрадного листа; содержание непрочитанных писем; обрывки фраз, которые так скрипуче-трудно (для не посвященного в «чужие воспоминания» зрителя) соединяются с тем, что видишь («Папа! Передаю тебе привет» среди вороха разрозненных обрывков бумаг, фотографий и писем или «Сла-а-а-а-вик! Домой!», относящееся теперь не к конкретному человеку, а к зеленому пластмассовому солдатику). Жесть полусерьезно-полушутя выбирается за вечный по сравнению с бумагой или невещественными впечатлениями материал. Но и ее, раскрашивая ржавчиной, корректирует время, столь важное для Сокола.

Почему фотографии Зинченко и инсталляции Сокола наиболее привлекательны? Потому что в них есть тайна, которую нельзя просто пересказать (ведь наблюдающий уличную жизнь Зинченко рассказывает о ней, «не раскрывая рта») и нельзя просто увидеть (потому что воспоминания другого никогда не станут своими). Тем не менее эта тайна требует непосредственного участия, взамен награждая каждого собственными разными ассоциациями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1337
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1523
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1635
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3894

Другие новости