0
875
Газета Культура Интернет-версия

30.01.2008 00:00:00

Неготовность номер один

Тэги: ленфильм, кино, киностудия, фильм


ленфильм, кино, киностудия, фильм Сейчас «Ленфильм» производит удручающее впечатление. Чтобы не вылететь в трубу, нужны серьезные инвестиции.
Фото автора

После того как Дмитрий Медведев объявил о приостановлении приватизации «Ленфильма», питерская интеллигенция вздохнула свободно и стала тихо праздновать победу.

Возможную приватизацию «Ленфильма» связывали с ее непременной гибелью. Директор студии Вячеслав Тельнов рассказал обозревателю «НГ» о тех опасностях, что подстерегают питерскую «фабрику грез» в случае ее выставления на торги: «Студия не готова к этому шагу. Потому что на торги будут выставляться 100% акций, инвестора потенциального нет. Ни с кем не велись переговоры, чтобы покупка была связана именно с инвестициями именно в кинопроизводство. Существует опасность, что купит какая-то непонятная организация и студия прекратит существование».

Приватизация студии приостановлена, однако это не значит, что вопрос снят. Да и «приостановлена» – это что значит? Отменена? Введен мораторий на какой-то определенный срок? Заявление Дмитрия Медведева весьма расплывчато. Есть вероятность того, что «Ленфильм» все-таки через какое-то время выставят на торги? Неясно.

По сути, «Ленфильм» и так приватизирован – он является не государственной структурой, а акционерным обществом, 100% акций которого принадлежат государству. Поэтому говорить сейчас можно не о приватизации как таковой, а лишь о возможной смене владельца.

Больше всего на «Ленфильме» боятся перепрофилирования. Большая территория в центре Санкт-Петербурга, на Каменноостровском проспекте, – куда какой лакомый кусок для покупателя и инвестора. Даже трудно представить себе, сколько мог бы стоить квадратный метр площади, построй новый владелец здесь, скажем, жилой комплекс.

Впрочем, в обозримом будущем этого не произойдет. Однако остается много вопросов. Хорошо, правительство «заморозило» приватизацию. Но не означает ли это, что в скором времени студия придет совсем в плачевное состояние? Сейчас по «Ленфильму» страшно ходить. Коридоры похожи на нежилые коммуналки, студийные здания не просто требуют ремонта, а, кажется, грозятся завалиться. По словам Тельнова, все не так трагично – приводят в божеский вид коридоры. «Чтобы приятно было войти», – сказал он. Однако на какие деньги ремонтировать то, что за пределами начальственных коридоров? Святая святых каждой киностудии – павильоны – в катастрофическом состоянии. Тельнов согласен, что на них надо выделять больше средств. Но, во-первых, откуда их брать и, во-вторых, почему павильоны нужно было доводить до такого состояния, если студия, как утверждает директор, рентабельна?

Своего кинопроизводства на «Ленфильме» практически нет. В прошлом году было выпущено два собственных фильма, в нынешнем будет максимум вдвое больше. Студия живет в основном за счет сдачи помещений в аренду, а также предоставления киногруппам оборудования, костюмов, съемочной техники, павильонов. В приличном состоянии звукозаписывающий комплекс.

Тельнов приводит в пример «Мосфильм», который усилиями его директора Карена Шахназарова сумел увернуться от приватизации и доказать, что может сам, без бюджетных вливаний, приносить внушительную прибыль. Однако самого главного руководство «Ленфильма» не хочет учитывать: в распоряжении «Мосфильма» – огромная коллекция фильмов, торговля правами на показ этих фильмов по телевидению и приносит основной доход. У «Ленфильма» такой коллекции нет. В трудные времена, в начале 1990-х, все права на коллекцию были переданы «Медиамосту». Сейчас «Ленфильм» распоряжается лишь картинами, снятыми после 2005 года.

Главный упор противники приватизации «Ленфильма» делают на то, что, окажись студия в частных руках, – и прощай, национальное достояние. Однако этот аргумент по большей части лишь эмоции. Никто не спорит, «Ленфильм» – и правда национальное достояние, однако за национальное достояние нужно отвечать и его нужно содержать в порядке. Огромное количество техники, оборудования – это уже вещи вполне реальные, безэмоциональные и призванные быть в надлежащем состоянии.

К тому же не очень понятно, почему нельзя заключить с потенциальным покупателем договор с обязательным обременением, то есть охранным обязательством, согласно которому студия не будет перепрофилирована. Неужели нет желающих приобрести студию, чтобы сделать из нее высокорентабельное производство?

«И наша студия, и «Ленфильм» нуждаются в привлечении значительных средств и инвестиций для их технического переоборудования и оснащения, которое позволит студиям выйти на качественно новый уровень. И продажа акций как раз и открывает путь для инвестиций», – уверен директор Киностудии им. Горького Станислав Ершов. Студию Горького четыре года назад выставили было на торги за смешную цену, однако потом вопрос приватизации как-то отпал сам собой. Ершов сейчас об этом сожалеет, потому что все до копейки заработанные деньги студия вынуждена тратить на реконструкцию.

Конечно, «Ленфильм» выживет и без нового хозяина. Может быть, выживет даже безболезненно. Но разве единственная цель – выжить? Именно выжить, как на войне, а не нормально развиваться и приносить доход? Один из способов – грамотная приватизация. Блокирующий пакет акций может остаться у государства, которое, если акционеры захотят сделать из студии, скажем, казино, может заблокировать это решение.

Есть еще такой путь, как продажа непрофильных активов. Правда, именно за это несколько месяцев назад и «полетел» с должности предшественник Тельнова Андрей Зерцалов. По уставу генеральный директор имеет право продать объект, если его балансовая стоимость не превышает 25% уставного капитала. Таким образом бывший директор избавился от одного из корпусов «Ленфильма», базы отдыха на Лисьем Носу с гектаром земли, спортивной базы на набережной Большой Невки. 7 млн. долл., что заработал «Ленфильм» на этих сделках, пошли на ремонт зданий и павильонов. Это было в 2005 году, но прокуратура заинтересовалась этим делом лишь спустя два года. Арбитражный суд уже начал признавать некоторые сделки недействительными.

Зерцалов объяснял свои действия тем, что государство устранилось от помощи «Ленфильму», а с доходами, что студия имеет без господдержки, нормальное существование невозможно.

Конечно, отдавать национальное достояние неизвестно в чьи руки страшно. Так же страшно смотреть, как национальное достояние тихо рушится. Может, не надо никаких скоропалительных решений? Сегодня правительство назначает торги, завтра торги отменяет. Приехал в Питер Медведев, походил по «Ленфильму» и объявил: приватизацию приостановим. Как все скоро делается... А ведь речь о миллионах долларов, об огромной собственности, о производстве. Которое, кстати, производит духовные ценности. Может, для начала надо было бы попробовать объявить мораторий на приватизацию, как это сделали с «Мосфильмом»? Директор «Мосфильма» Карен Шахназаров тогда уговорил подождать пять лет. За пять лет «Мосфильм» превратился в мощное предприятие, практически монополиста, крупнейшую киностудию Европы.

Не поторопились ли отменить торги? Может, и в случае с «Ленфильмом» объявить мораторий? А время покажет...

Санкт-Петербург–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
490
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2206
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1444
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1077

Другие новости