Настоящий аристократ.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Последним романтиком русской сцены назвал Игоря Дмитриева Роман Виктюк. В чем в чем, а в романтических актерах режиссер знает толк. Несмотря на преклонный возраст – Дмитриеву было 80, он думал о новой работе, в которую его позвал Виктюк.
Дмитриев умер в ночь на 26-е января, и можно безо всякого преувеличения назвать уходящий месяц одним из самых черных в истории русского театра, кино. Прощание с народным артистом России Игорем Дмитриевым начнется в 11.00 29 января в Петербурге, в Театре комедии имени Акимова, отпевание пройдет в церкви Серафимовского кладбища в 16.30. Похоронен он будет на Серафимовском кладбище.
В наше время Дмитриев был не только последним романтиком, но еще и носителем стиля, породы, что, к слову, не раз использовали режиссеры, отдавая актеру роли аристократических особ – чаще всего в последние годы можно было увидеть повторы замечательного телевизионного фильма «Приключения принца Флоризеля», где Дмитриев играл поверенного, оруженосца и первого министра путешествующего и скучающего принца – Олега Даля. Голос Дмитриева был вправду неповторим, что, к слову, рано нашло «применение», – он много работал на радио на протяжении всей своей жизни. Что касается аристократизма и породы, неслучайно в Школе-студии МХАТ, где он учился на одном из первых курсов, Дмитриев нашел, если угодно, пример для подражания. Им стал Кторов, и сегодня можно с уверенностью сказать, что Дмитриев это «направление» – стиля, аристократической манеры – продолжил и, несмотря на то что время этому не благоприятствовало, утверждал высокое предназначение актера.
Окончив московскую школу, он всю свою театральную жизнь провел в Петербурге – работал в Театре Комиссаржевской и последние годы – в Театре комедии, где несколько лет назад сыграл Шоу в знаменитой истории в письмах про великого ирландского драматурга и его пассию Патрик Кемпбел. Шоу – роль для Дмитриева, ему понятная и через него становящаяся постижимой и близкой. В исполнении Дмитриева даже белые офицеры становились по-человечески понятными и – привлекательными (сам актер шутил, что из сыгранных им белогвардейцев можно было бы сформировать целый батальон). Одной из последних киноработ Дмитриева стал барон Фредерикс в картине Панфилова «Романовы – венценосная семья», а в театре – пожилого актера в московском антрепризном варианте «Квартета».
Кто теперь продолжит его дело (актерское дело, как и режиссерское, оказывается, тоже кто-то должен продолжать, иначе гибнет целое направление, целая традиция!), кто будет следовать высокому стилю – вопрос, но заменить Дмитриева, конечно, некем.