В бывших «квартирах» «Школы драматического искусства» на Поварской теперь играет спектакли Лаборатория Дмитрия Крымова. Спектакль под нерусским названием Optimus Mundus вполне можно причислить к наиболее оригинальным премьерам нынешнего сезона.
Хотя Optimus Mundus в афише Лаборатории Крымова появился в этом сезоне, представление это уже попало в конкурс «Золотой маски» и режиссеру Илье Эпельбауму, недавнему выпускнику ГИТИСа, придется побороться со своим учителем Дмитрием Крымовым: тот и другой спектакли вошли в конкурс под новым названием – «Эксперимент», поиск новых выразительных средств современного театра.
Впрочем, очарование этого спектакля-хеппенинга все-таки не совершенно застилает глаза, и можно даже сказать, что ничего особенно нового в работе Эпельбаума нет. Просто 16 зрителей (никак не больше, но и не меньше – забота об этом заставляет организаторов обзванивать каждого накануне и в день спектакля и переспрашивать – не забыли? Нет?) водят по лестницам и комнатам, где актеры встречают их и разыгрывают один или другой сюжет. В афише названы Шекспир и Пушкин, хотя в «программе» имеется еще и Островский, а может, и кто-то еще, но правда Пушкина и Шекспира – больше, они представлены, скажем так, репрезентативнее.
Придуманное Эпельбаумом представление позволяет и самый простой рассказ – о том удовольствии, совершенно детском, которое получает каждый, кому доведется все это посмотреть (вернее же сказать – принять во всем этом участие). И – очень сложный, с разными умными словами. Конечно, чувствуются корни – происхождение постановщика, уроки родителей Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума, основателей и руководителей театра «Тень» и главных новаторов нескольких последних московских сезонов. И уроки Крымова тоже дают себя знать.
Зрителей собирают, строят, делят, затем (или даже раньше) гасят свет, после чего в темноте возникают провожатые, у каждого – свеча в руке, и каждый начинает «тянуть одеяло на себя», то есть прямо начинает настаивать, что именно он сыграет в этом представлении главную роль. Детское и совершенно взрослое соединены здесь, как простое и сложное. В неразрывном единстве.
Одних ведут в постель к Дездемоне, кладут всех в постель, накрывают одним одеялом┘ И, не стану скрывать, стало страшно, когда с фонарем пришел грозный мавр и обнаружил, помимо супруги, еще какое-то количество незнакомых мужчин и женщин┘ Начинается беготня, суета со страшными криками, в финале которой, как бы спасая невольных участников и свидетелей этой кровавой развязки, зрителей эвакуируют в другой сюжет. «Евгений Онегин», «Двенадцатая ночь», «Каменный гость», «Лес» – каждая сцена играется совершенно серьезно, «кроме шуток». Также всерьез устраивается вдруг, в середине похода, привал с буфетом, когда, пользуясь свободной минуткой, молодая актриса начинает рассказывать свою историю. Непростую, как оказывается, историю тяжелой актерской жизни, приговаривая при этом что-то про бутерброды, которые ей готовит мама, но вот их много, так что – ешьте, не стесняйтесь.
Такая история. Во всех отношениях замечательная, из чистого удовольствия.
Да! И бутерброды – тоже вкусные.