Завтра в Лондоне открывается выставка «Из России: французские и русские шедевры живописи 1870–1925 годов». Открывается по плану вопреки всем трудностям, с которыми организаторам пришлось столкнуться в последние несколько месяцев.
Показ для прессы и прием для критиков и избранных персон прошел в Лондоне в начале недели. В агентстве РИА Новости в Москве состоялся видеомост между двумя столицами, посвященный открытию выставки.
Михаил Швыдкой, один из участников видеомоста в Москве, войдя в зал с улыбкой, заявил, что «все приличные люди – в Лондоне, а мы тут». В «приличные люди» попали директор ГМИИ Ирина Антонова, директор Русского музея Владимир Гусев, замдиректора Эрмитажа Георгий Вилинбахов и замдиректора Третьяковки Лидия Иовлева. Странный, прямо сказать, набор: почему-то не пригласили ни Нормана Розенталя, лондонского куратора выставки, ни представителей Королевской Академии искусств, ни британских чиновников, непосредственно способствовавших урегулированию ситуации с выставкой. Вот их было бы действительно интересно увидеть и услышать, а чтобы пообщаться со своими музейщиками, наверное, необязательно было затевать видеомост. Не менее странным был и первый вопрос к участникам – рассказать о впечатлениях от выставки. Это музейщикам-то, которые свои произведения наизусть знают и экспозицию сами готовили.
Впрочем, как только восторги по поводу того, что русское искусство наконец покорит Лондон и британцы увидят все наши богатства, утихли, музейщики рассказали и более интересные вещи. Например, Ирина Антонова поделилась впечатлениями от общения с теми самыми наследниками, яростного нападения которых все так боялись. Например, потомок Щукина Андре-Марк Делок-Фурко упал перед Антоновой на колени прямо во время торжественного приема, пытаясь доказать, что никаких претензий к российским музеям не имеет. Заодно попросил у Антоновой, чтобы она поспособствовала присоединению к строящемуся музейному городку бывшего особняка Щукина, который находится недалеко от ГМИИ и сейчас принадлежит Министерству обороны РФ. Сама Антонова вспомнила, как потомок великого коллекционера подарил ГМИИ шесть работ из собрания своего предка, и всячески подчеркивала, что он «полон самых добрых чувств».
При этом представители агентства Bloomberg сообщили, что наследники Щукина и Морозова потребовали процент от средств, собранных в результате демонстрации картин публике. Михаил Швыдкой возразил, что подобные коммерческие претензии Россия принять никак не может. И мы тут вовсе ни при чем – это большевики в 1918 году все национализировали.
По словам музейщиков, на пресс-показе в Лондоне присутствовали около 800 журналистов. Раньше русские экспозиции собирали не более 400. Неудивительно, учитывая хорошую рекламу, которую обеспечил скандал. Про него, конечно, тоже вспомнили. И про вопросы гарантии и иммунитета, и про новый акт, принятый Великобританией досрочно. Михаил Швыдкой даже отметил, что этот инцидент британской стороне не только не повредил, а даже пошел на пользу – вот закон хороший приняли, а то все тянули, размышляли. А так и правительство простимулировали, и выставку хорошую получили.
Впрочем, сам Швыдкой выставку не видел. Как не увидят ее и остальные россияне – подобная экспозиция в России вряд ли возможна, так что придется ходить во все четыре музея по отдельности. Или поехать в Лондон и полюбоваться, как русские шедевры покоряют британские сердца.