«Оскару» – 80. А он все еще размножается.
Фото Reuters
Американская киноакадемия объявила номинантов юбилейной, 80-й премии «Оскар». В номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» попали две картины, сделанные российскими режиссерами, – «12» Никиты Михалкова (Россия) и «Монгол» Сергея Бодрова (Казахстан).
Впервые в истории самой престижной кинопремии в последний бой отправились сразу два отечественных режиссера. Причем один из них – Сергей Бодров – представляет страну, впервые попавшую в оскаровскую номинацию, – Казахстан. Напомним: и Михалков, и Бодров не новички в оскаровских играх. Михалковские «Утомленные солнцем» в 1996 году стали лучшим иностранным фильмом, за год до этого была номинация у его картины «Урга», а фильм Бодрова «Кавказский пленник» был номинирован в этой категории в 1997-м. Конкуренцию российским режиссерам составляют Стефан Рузовицкий («Мошенники», Австрия), Джозеф Седар («Бофор», Израиль) и Анджей Вайда («Катынь», Польша).
Из неожиданностей. Фильм румынского режиссера Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели и 2 дня» не попал даже в шорт-лист номинации. Не будет преувеличением сказать, что эта картина – одна из лучших, снятых в минувшем году. Но кто-то должен и вылететь. Что поделаешь...
Довольно неожидан, но приятен факт того, что лидером по количеству номинаций стал фильм братьев Коэнов «Старикам тут не место» (восемь номинаций) – изящный, страшный, смешной, по-умному безысходный. Словом, не «оскаровский» какой-то фильм, если принять во внимание повышенное внимание американских киноакадемиков к фильмам масштабным, красивым и слезоточивым. «Искупление», «Джуно», «Майкл Клейтон» и «Нефть» (тоже получившая восемь номинаций) будут также бороться за звание лучшего фильма года.
Не промелькнул ни в одной из номинаций фильм Бена Аффлека «Прощай, детка, прощай», на удивление приличный дебют известного актера. Зато в номинации «Лучший актер в главной роли» по неясным причинам академикам приглянулся Вигго Мортенсен, сыгравший главную роль в фильме Дэвида Кроненберга «Порок на экспорт» о русской мафии в Лондоне. Вероятно, для американских кинематографистов эта тема экзотическая и пугающая, как пугающ и сам Мортенсен – с застывшим взглядом и мобильными кулаками.
Номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» ввели только в 1956 году. Вопреки распространенному мнению, что Советский Союз, а потом и Россия регулярно пролетали мимо «Оскара», заметим, что наше присутствие в этой премии не так уж убого. В 1969-м «Война и мир» Сергея Бондарчука была признана лучшим фильмом на иностранном языке. В тот же год коллеги Бондарчука по «Войне и миру» – художники Михаил Богданов, Геннадий Мясников и Георгий Кошелев – были представлены в номинации «Лучший художник». Только об этом почти никто не знает.
Лауреатов «Оскара» в номинации «лучший иностранный фильм» мы знаем хорошо: «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Дерсу Узала» Акиры Куросавы, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. Кроме «Утомленных солнцем», все фильмы были детищами советского кинематографа, а ревнивая родина не любила выставлять на всеобщее обозрение достижения своих детищ. Поэтому не встречали с охапками цветов и оркестром в аэропорту ни Бондарчука, ни Меньшова. Тем более что они в Лос-Анджелес и не ездили. Опять же ревнивые объятия родины.
Сама по себе номинация на «Оскара» навсегда остается и в биографии номинанта, и в истории премии. Стать номинантом – уже почетно. Об этом знают во всем мире, и если есть возможность, обязательно перед фамилией режиссера, актера, композитора и т.п. поставят горделивое «оскаровский номинант». Только это не про нас. Мы своих героев в лицо не очень-то знаем.
Кто, например, помнит, что в 1969 году в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» числились «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева? Да никто, похоже, о том и не знает. Никогда Иван Пырьев не позиционировался как номинант на премию «Оскар». А кто-нибудь слышал, что Игорь Таланкин – тоже оскаровский номинант? Его «Чайковский» был номинирован в 1972-м. На следующий год отобранные в номинацию «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого уступили статуэтку Луису Бунюэлю за «Скромное обаяние буржуазии». Вообще-то, извините за выражение, круто. А кто об этом знал? Тогда, в 70-е, такие победы не только не тиражировали в Советском Союзе, но и попросту старались замолчать.
Мелким шрифтом в разделе «Разное» отписывались в две строки такие события, как включение в число номинантов «Оскара» фильмов «Белый Бим Черное ухо» Станислава Ростоцкого (1979), «Частная жизнь» Юлия Райзмана (1982), «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского (1985). Только те, кто специально следил за нашими достижениями на международной фестивально-премиальной ниве или кто имел доступ к иностранной прессе, могли позволить себе знать о степени приближенности отечественного киноискусства к золотым статуэткам.
Чуть шире осветили номинирование на «Оскара» фильмов «Урга» Никиты Михалкова (1993), «Кавказский пленник» Сергея Бодрова (1997) и «Вор» Павла Чухрая (1998). Времена уже другие пришли. Но нагнетания радости все равно не последовало – ни в прессе, ни в кинематографических кругах. А мультипликатор Александр Петров, получивший статуэтку за «Старика и море», так и остался в Ярославле, дав три-четыре интервью особо заинтересованным изданиям.
Если обратиться к цифрам, то получится, что 16 номинаций на «Оскара» Россия (до этого – СССР) получила, из них выиграла пять. Если сравнить эти цифры с 26 номинациями и 11 победами Италии, чей кинематограф до недавних пор был одним из самых интересных и качественных в мире, то картина наших отношений с «Оскаром» не такая уж получается и печальная.
В чью пользу это говорит – нашу или «Оскара», – сказать трудно.