0
2685
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2008 00:00:00

Слон белый, но не пушистый

Тэги: белый слон, идеология, премия


белый слон, идеология, премия Критики сочли «Груз 200» лучшим фильмом 2007 года. Свежо.
Кадр из фильма

На 10-й церемонии вручения национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» лучшим российским фильмом 2007 года признан «Груз 200» Алексея Балабанова. Приз «Лучшая режиссерская работа» получила Кира Муратова за картину «Два в одном». В этой номинации она обошла «Груз 200», а также фильм Александра Сокурова «Александра» и «Простые вещи» Алексея Попогребского. Критики выбрали работы, на которые «Золотой орел» вообще не обратил внимания.

Многие почему-то любят сравнивать «Золотой глобус» и «Оскара». И при раздаче «Оскаров» оглядываться на «Глобус»: мол, «Золотой глобус» – не что иное, как генеральная репетиция «Оскара». Это стереотип. Вспомнить хотя бы историю с «Бандами Нью-Йорка» Мартина Скорсезе. Критики назвали его тогда лучшим фильмом года и дали награды в нескольких номинациях. Но, имея 11 номинаций на «Оскара», фильм Скорсезе не выиграл ни в одной. Это, пожалуй, самый яркий пример, хотя расхождений достаточно каждый год.

Другое дело, что американские киношники и околокиношники действительно более солидарны в своих предпочтениях. Чего не скажешь об их российских коллегах. По мнению российских критиков, лучшим фильмом года стал «Груз 200» Алексея Балабанова, а в «Золотом орле» он даже в самой маленькой номинации не числится. Зато в «Золотом орле» по количеству номинаций лидирует «12» Никиты Михалкова. Кто бы удивился... Если бы лидировал кто-то другой, то зачем вообще эта академия нужна?

В этом году кинокритики и те, о ком они пишут, разошлись совсем далеко. Те, кто усматривает в этом проблему, похоже, торопятся. С тех пор как появилась критика, она стоит в здоровой оппозиции к тем, о ком пишет. Иначе какой в ней смысл? Именно здоровая и честная критика – не киносообщество, не зритель – в состоянии более или менее здраво, а порой и беспристрастно судить о художественном значении произведений. Критики в большей степени свободны от идеологических пут.

«Груз 200» и не мог появиться в номинациях «Золотого орла». Кино, как самое несвободное из искусств, в первую очередь испытывает на себе все политические веяния. Нынче, как в советские времена, пошла установка на позитив. C этой установкой фильм Балабанова не имеет ничего общего. Картина о маньяке-милиционере, отсылающая нас в 1984 год, тошнотворна и для многих привлекательна именно тошнотворностью. Хорош фильм, плох ли – вопрос сейчас не в том. Каким бы он ни был, он сумел поднять бурю в пустыне, расшевелив и даже поссорив между собой критиков. Пусть критики лучше ссорятся из-за фильмов, чем из-за степени приближенности к официальной идеологии и ее проводникам в искусстве.

Также неудивительно, что «золотоорловцев» не заинтересовала блистательная Кира Муратова и ее картина «Два в одном» (Россия–Украина) – режиссерски безупречная и по сути гипермизантропичная. Словом, тоже вполне тошнотворная, но сделанная мастерски и с ощущением безысходной трагичности бытия. От критиков Кире Муратовой достался «Слон» за режиссуру.

Не дать «Слона» Сергею Пускепалису за главную роль в фильме Алексея Попогребского «Простые вещи» было бы, пожалуй, нонсенсом – настолько актерски просто, красиво и талантливо докапывается он до этих самых простых вещей. Смеем предположить, что Пускепалису предстоят еще и «Золотой орел», и «Ника». «Простые вещи» – это умное кино для всех, а Пускепалис в фильме – мужчина на все вкусы (кроме того что и актер великолепный. Кстати, это его первая роль в кино, вообще-то он режиссер северодвинского театра): мужественный и слабый, красивый и с червоточинкой, отчаянный врун и предельно честный парень.

«Александра» Александра Сокурова весьма неожиданно понравилась многим критикам и даже была выдвинута в номинации «Лучший фильм». Все-таки гуманистический пафос сейчас нечасто встретишь, да еще в такой изящной огранке, как это получилось у Александра Сокурова. Но Галина Вишневская, исполнившая в картине главную роль, – увы! – куда лучше поет (или пела), чем функционирует на съемочной площадке. Органичности ей явно не хватает. Надо думать, присуждение ей «Слона» за лучшую женскую роль – одновременно и дань уважения к ней и к ушедшему недавно Мстиславу Ростроповичу, и в немалой степени «фе» в адрес «Золотого орла», вообще не заметившего «Александру».

Лучшим сценаристом назвали Александра Миндадзе, который по собственному сценарию снял фильм «Отрыв», за что был отмечен еще одним «Слоном» – за лучший дебют.

Вряд ли мы увидим лауреатов «Белого слона» в пятницу на вручении «Золотых орлов» на сцене. Ну разве что, возможно, Пускепалиса да Броневого (последний получил премию критиков за лучшую мужскую роль второго плана). Надо ли из-за этого недоумевать и расстраиваться? Критики не всегда соблюдают чистоту жанра, это штука нормальная. Но единодушие с «Золотым орлом» могло от чистоты жанра не оставить вообще ничего. Пока есть возможность делать выбор, пусть спорный, пусть не всегда понятный и не всегда оправданный, – значит можно и критиком поработать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

0
552
Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
760
Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Дарья Гармоненко

Лидер эсэров возобновил поездки по потенциально успешным предвыборным регионам

0
703
Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Михаил Сергеев

Льготные кредиты с апреля будут доступны для покупки жилья на вторичном рынке

0
836

Другие новости